В Запорожье создают роботов-путешественников, мобильные приложения для водителей и заправки для электромобилей
Запорожские инженеры, конструкторы и IT-шники уже получили широкое признание в Украине и далеко за ее пределами благодаря нашумевшим проектам – Роботу-Гиду, роботизированным платформам «Скорпион» и «Ласка», а также первому беспилотному автомобилю. Журналисты сайта 061 совместно с InternationalIT-Forum 2019 решили подробнее ознакомиться с IT-разработками запорожской компании «Инфоком».
От солнечных панелей до роботов, помогающим украинским военным на фронте
Немногие знают, что в Запорожье уже более 20 лет работает команда, которая одна из первых стала работать на украинском рынке в сфере альтернативной энергетике и разработке систем автоматизации. За это время штат сотрудников вырос до 160 человек, которые работают в семи департаментах.
- Самый основной и компетентный сегмент – это автоматизация предприятий. Речь идет о выполнении проекта и разработке программного обеспечения для контролеров, которые управляют оборудованием. В том числе промышленными роботами. Разработка верхней части – это именно IT. Сюда входят отчеты, хранение данных, облачные технологии либо специфические приложения. Например, у нас есть один заказчик, где директор имеет свою схему премирования сотрудников. Мы разработали специальное корпоративное приложение, где каждый из сотрудников большого концерна мог зайти и указать, что ему кто-то помог в деле, а кто-то нет, таким образом формируя корпоративный рейтинг со всего офиса. Это приложение дает руководителям возможность премировать своих сотрудников на основе этих данных - рассказала инженерка по информационным технологиям компании «Инфоком ЛТД» Ольга Белоконь.
Проектов и направлений с которыми работают инженеры, конструкторы и айтишники немало – это металлургия, агропромышленный комплекс, альтернативная энергетика, автомобильная промышленность, разработки для ВСУ и многое другое.
- На пике сейчас агропромышленный комплекс. За последние лет пять в нашем портфеле появилось очень много элеваторов, маслоэкстракционных заводов, автоматизация цехов с опасным производством и целого завода по переработке кукурузы. Первая очередь была запущена в прошлом году, а сейчас на очереди вторая часть проекта. Это закупка технологического оборудования. IT-специалисты занимаются проектированием и связывают это оборудование, так чтобы оно работало единым комплексом. Здесь задействованы специалисты из проектно-конструкторского департамента и сотрудники управления систем информатизации, занимающиеся разработкой программного обеспечения. Они отвечают за работу с контролерами, «рутами», то есть это выстроенная система по какому пути и какое оборудование задействовано в автоматическом режиме, чтобы вовремя включались конвейеры и оператор нажав кнопку, мог управлять этим оборудованием удаленно, - рассказали в IT-компании.
Кроме этого, специалисты по информационным технологиям в своей копилке имеют роботизированные платформы, которые изначально создавались в помощь спасателям и военным. Так, платформа под названием «Ласка» способна обеспечить огневую поддержку украинских подразделений в бою. Также робот способен выполнять функции разведки, защиты периметра, перевозить боеприпасы и раненых.
В этом году на выставке «Оружие и безопасность» в Польше запорожские конструкторы презентовали платформу на гусеничном ходу под названием «Скорпион». Она разрабатывалась изначально в помощь спасателям для тушения больших пожаров. К нему закрепили брандспойт и он был готов ездить по горящим зданиям, туда куда не обязательно заходить человку, но можно тушить возгорания удаленно, управляя им с помощью камеры. Военные, когда увидели платформу, тут же задались вопросом, а можно с ее помощью выполнять боевые функции.
Одно из последних решений запорожцев– Робот Гид. Эта разработка представляет собой роботизированную систему дистанционного присутствия, позволяющая перемешать и общаться с людьми удаленно. Проект был презентован в Канаде на «Международной конференции по вопросам реформ в Украине» и получил живой интерес среди участников.
Примечательно, что запорожским технологам выпала возможность в экстремальных условиях протестить работу своего робота. Как оказалось, при первой поездки за рубеж, робота должны были доставить на конференцию самолетом. Его упаковали отдельным багажом, но во время путешествия он «затерялся» и не попал к месту назначения. К счастью, робота оставили включенным и директор смог им управлять удаленно, демонстрируя его способности.
Электрозаправки и мобильные приложения в помощь водителям
Последние годы компания также сосредоточила часть своих сил на создании заправок для электромобилей собственного дизайна и производства на базе крупных ресторанов, гостиничных комплексов и паркингов.
Чтобы создавать в Запорожье электрозаправки, делегация технологов отправилась в Китай на заводы по производству деталей. Здесь они отбирали наиболее качественную продукцию, которую могли бы использовать при работе над заправками.
- Мы ездили и проводили переговоры, узнавали, кто из поставщиков делает нужные детали. В Китае есть качественная продукция. О ней просто нужно знать. Собираем мы их однозначно здесь и это законченный украинский продукт. Преимущество электрозаправок отечественного производства – дешевизна в сравнении с европейскими аналогами. К тому же мы можем адаптировать их непосредственно под заказчика с нужным типом разъема и расходом электроэнергии. Понимая, что нужно клиентам не проблема собрать нужную заправку под их требования, - рассказала Ольга Белоконь.
Одновременно с этим родилась идея внедрения облачного сервиса. На каждой заправке для электромобилей запорожского производства есть специальный QR-код. Пользователи могут его отсканировать и мгновенно скачать приложение для мобильных телефонов UGV Chargers. После простой регистрации можно сразу же заряжаться. К тому же сервис предоставляет возможность бронировать место на заправке и сочетает в себе различные формы оплаты для зарядки электромобилей. По Запорожью эта сеть сейчас активно развивается.
Так, как «Инфоком» является еще и представителем компании ABAS Software AG (Германия), которая занимается разработкой ERP, то они также предлагают услуги управления предприятиями на рынке Украины. Она представляет из себя простыми словами учет всех внутренних процессов фирмы. Это работа коммерческого департамента - формирование однотипных шаблонов для определения цен/расценок, подтверждения заказа на покупку, формирование счетов-фактур, отслеживание поставок, планирование производства, работа с кадрами и финансовыми результатами, построение бюджетирования.
- У нас есть мобильное приложение Driver Assistant, которое выступает помощником на дороге. Приложение способно работать и в режиме видеорегистратора, фиксируя разметку, идентифицируя дорожные знаки, а также позволяет определить скорость движения и проконтролировать траекторию автомобиля. Платная версия приложения будет интересна автотранспортным компаниям, которые курсируют на дальние расстояния, чтобы можно было передавать данные оператору в офис, - рассказала маркетолог компании Анна Цема.
Это же приложение сигнализирует оператору не только об отклонении от курса, но также о самочувствии водителя, что позволяет избежать дорожно-транспортных происшествий.
Как рассказали сотрудники компании, они продолжают поддерживать проекты по альтернативной энергетике. В 2010 году они одними из первых в Украине стали заниматься солнечной энергетикой и на фасаде своего офиса установили солнечные панели. На сегодняшний момент в солнечную погоду эти панели до 50% компенсируют потребление электроэнергии практически во всех департаментах.
Автоматизация всех процессов: от молочного завода до сборщика клубники в Германии
На сегодняшний момент компания сотрудничает с клиентами не только из разных уголков Украины и СНГ, но также из Европы, Канады и Китая. В ближайших планах – реализация проекта по автоматизации сбора плодово-ягодной продукции с помощью робота. Пилотный проект конструируют для Европы, где заказали соорудить робота, который бы определял, какая клубника созрела, и отбирал бы ее, что значительно бы ускорило процесс со сбором урожая. По аналогии можно легко автоматизировать процесс работы на молочном заводе на всех этапах управления линиями.
- Узконаправленные запросы чаще всего поступают из Европы. С беспилотными технологиями мы участвуем на выставке «Оружие и безопасность» последние четыре года. Мы показывали беспилотный Lanos и беспилотный автомобиль на базе Jeep. Интереса много, но вот прямо что-бы кто-то взял - такого еще не было. Мы видим, что сейчас этим направлением все чаще интересуются и мы уверены, что в ближайшем будущем рынок дозреет до этих решений. Это ведь может быть не только военная тематика, а также использование беспилотников в сельском хозяйстве, - рассказывают в офисе компании.
Примером могут служить беспилотные тракторы, комбайнеры, которое могут 24 часа в сутки работать без остановки. Визуальный контроль урожая может осуществляться удаленно. На сегодня уже есть готовые решения по дронам, которые с помощью машинного зрения могут следить за урожаем. Так, беспилотники оснащены камерами, которые идентифицируют в определенном спекторе растительность. С его помощью можно определить на каких участках есть чрезмерная сухость, где территории нуждаются в орошении, а где есть вредители и землю нужно обработать. Это удобно, когда есть большие объемы и целые гектары полей. С помощью современных технологий можно сэкономить ресурсы – воду и удобрения. Для этих целей есть специальные датчики, которые показывают нужно ли вносить дополнительное увлажнение в почву и в каких именно местах.
Также дроны используют, когда необходимо проконтролировать солнечные электростанции на предмет работы модулей. Так модули, которые начинают выходить из строя, перегреваются и пролет дрона со специальной инфракрасной камерой, способен выявить, где есть перегретые панели, нуждающиеся в замене.
Также сейчас в компании полным ходом идет работа над воплощением в жизнь проекта так называемой IT-структуры по внедрению камер безопасности, турникетов, контроля доступа на предприятия.
Все разработки тестируют прямо на месте. Так на нулевом этаже компании располагается производственный департамент, где проводят сборку всего оборудования для автоматизированных систем управления, изготавливают металлоконструкции и здесь же есть участок сборки низковольтных комплектных устройств. Кроме этого по соседству работает команда, которая занимается сбором зарядных станций для электромобилей. Тестирование готовых решений по беспилотным автомобилям проводят за чертой города.
На каждом из последующих этажей офиса располагаются разные отделы - проектно-конструкторский, систем автоматизации, информационных и беспилотных технологий, финансовый и коммерческий. Практически в каждом из департаментов есть зоны отдыха, где сотрудники могут ненадолго переключиться от основной деятельности и расслабиться.
В одном из самых многочисленных отделов по беспилотным технологиям команда делиться на группы, где каждый занимается своим направлением: кто-то совершенствует робота «Скорпиона» и переоснащает транспорт, кто-то трудится над беспилотной «Лаской», часть сотрудников сосредоточила усилия на мобильных приложениях и других роботах. При необходимости привлекаются коллеги из смежных областей.
Что же касается идей и инициатив, то в компании стараются отслеживать развивающиеся направления, как в случае с Driver Assistant, которое по сути сводится к машинному зрению и идентификации объектов и принятии решений в зависимости от того, совпадает оно с ожиданиями или нет. Также компания принимает заявки на разработку мобильных приложений.
"Бизнес. Идеи. Люди" - специальная рубрика, созданная по инициативе International IT Forum (организованного компанией Global Genesis), который состоится 27 сентября в Запорожье. Этот и несколько следующих материалов рассказывает об уникальных проектах, сумасшедших и креативных людях, современных инновационных бизнесах. Все эти люди и проекты ждут тебя на International IT Forum 2019 уже 27 сентября!
Подробности:
Читайте также:Запорожские студенты разрабатывают роботов, создают виртуальную реальность и делают Smart-зеркала
Генератор идей и психолог в одном лице: что значит быть айтишником в Украине.