
"Цветы - это эмоция, а эмоции сейчас нужны как никогда": история флориста, построившего бизнес в Запорожье во время войны

Запах хвои, теплый свет гирлянд, и десяток людей, вдохновенно создающих свои дизайнерские елки из нобилиса. В зале лает собачка, за холодильником собирают букеты для доставок, а кто-то на лету забегает за цветами «на сейчас». Так выглядит обычный выходной в цветочной студии Mister Florist – бизнесе, выросшем вместе со своим основателем Иваном Андриановым.
От мечты о ландшафте до «банковского флориста»
Иван не планировал быть флористом. В школе он грезил ландшафтным дизайном, искал знания в журналах и книгах, потому что интернета тогда не было, делал первые проекты для МАН и даже поступил на соответствующую специализацию. Но ее во время учебы закрыли. Параллельно были подработки, попытки найти себя в разных профессиях–от официанта до работника банка.
На первом курсе, ища работу, Иван попал в цветочный магазин благодаря совету дизайнеров. Поначалу идея казалась странной.
"Я такой: "Да ну, нет, это не для меня"'. А потом как-то мы искали с подругой работу и проходили мимо цветочного магазина, и мне что-то стало интересно. Я говорю: "А давай зайдем спросим, нужны ли им сотрудники"'. Мы заходим, нам говорят: "Да, нам надо за сотрудник"'. И я же начинаю презентовать себя, что я быстро учусь, и вообще я все сделаю, все что скажете, только дайте мне возможность.
На следующий день его пригласили на стажировку и так началась карьера флориста.
"Я работал в колл-центре одного из крупных банков, а в свободное время собирал букеты друзьям. Мне это больше по душе, и всегда больше нравилось. Так и появилось прозвище-"банковский флорист". Мне было смешно, но и приятно. Чтобы не делал, я постоянно возвращался к цветам".

Шаг за шагом Иван превратил хобби в бизнес. Создав страницу в соцсетях под названием "Mister Florist" с лозунгом "эксклюзивные букеты, созданные мужскими руками", он начал принимать заказы.
"Сначала это было больше, чем хобби, то есть я делал под заказ букеты для друзей, знакомых, а потом начало работать сарафанное радио. Я начал делать прямо на заказ какие-то коробочки с макаронсами, букеты из фруктов... И со временем это направление я развивал"
Переломным моментом стал вынужденный карантин из-за эпидемии Covid-19. Цветы в городе исчезли, а запрос остался. Онлайн-формат, с которого начинал Иван, неожиданно стал преимуществом. Первые поставки были через "Новую почту", первый холодильник появился в гараже, а на рабочем месте почти не было мебели.
"Я уволился со стабильной работы, и, конечно, было страшно. Но мне всегда хотелось делать что-то свое. В гараже я понял, что дальше так нельзя-выдавать большие букеты у кооператива зимой не очень серьезно".
Так появилась маленькая студия с панорамным окном. Все, что зарабатывал, Иван сразу вкладывал обратно в бизнес: стол, холодильник, полочки, комфорт для клиентов.
24 февраля, начало войны и полный холодильник цветов
24 февраля 2022 года Запорожье очнулось от взрывов, а в студии Ивана стоял полный холодильник цветов.
"Мы получаем 23 февраля большие поставки, но это еще не до 8 марта. Просто очередные поставки. И тут начинается война.. У нас еще есть заказы на этот день три штуки на доставку. Два отвалилось, а одна осталась, доставили ее со знакомым электрокаром. Я не знал, что делать с цветами. Часть цветов раздал, а в чате ОСМД люди окрестили меня из-за этого "неадекватным". А я просто не мог их выбросить”.
Но война не остановила бизнес–напротив, цветы стали способом поддержки. Иван также помогал людям: покупал продукты для престарелых людей в городе, собирал посылки с лекарствами, гигиеной и вещами первой потребности на оккупированные территории.
“И однажды мне позвонили: “Мне нужен букет. У девушки день рождения". Я понял, что даже не имея достаточно ресурсов, все равно не имею права отказывать. Самое интересное, что потом мне писали, что именно эти цветы стояли у людей дольше всего. Возможно, потому что были сделаны в очень странное, но искреннее время".
Расширение под обстрелами, новая студия и риски
Постепенно работа возобновлялась, выходили работать на неполный рабочий день. Несмотря на то, что поставок цветов в первые месяцы полномасштабного вторжения не было, заказ делали преимущественно у местных фермеров. В той же локации появился еще и барбер–брат Ивана. Клиенты заходили постричься и покупали цветы для жен, девушек и родных. Этот тандем работает до сих пор.
Впоследствии студии стало тесно и они расширились, сделали ремонт, закупили шкаф-холодильник, большой стол для флористов, частично благодаря грантовой программе “еРабота”
Осенью 2025 Иван решился осуществить свою давнюю мечту и арендовал помещение на центральном проспекте города на 100 квадратных метров, сделал ремонт, закупил необходимую мебель, обустроил все для работы. На ремонт новой студии ушло 2 месяца, но дольше пришлось ждать большой стол, а особенно холодильник для цветов, являющийся сердцем салона
"Я открывался, когда напротив "прилетало", мы работали в студии, когда были предупреждения об ударах. Сейчас мы разработали алгоритмы безопасности для сотрудников, у нас есть запасы воды, даже остались записи тушенки на работе. Но мы работаем. Потому что если остановиться, то будет только хуже".
Сегодня у Ивана две полноценные студии, девять работников и постоянный прирост клиентов.
Иван называет свой главный актив не цветы и не локации, а команду.
"Я говорю флористам: сделайте букет, который вы подарили бы маме или близкому человеку. Если не готовы или чувствуете, что не получается–лучше не делайте".
В цветочной студии знают клиентов, слушают их, честно реагируют на ошибки и компенсируют, если что-то пошло не так.
"У нас на 8 марта несколько коробок конфет сопровождают курьера на случай опозданий. Мы всегда предупреждаем о таких форс-мажорах и стараемся все сделать максимально вовремя"
Чего вы не знали о флористике, ценообразовании и запросах клиентов
Малоизвестная сторона флористики – это не романтика, а тяжелый труд.
Это надо носить большие коробки с цветами, которые нам приезжают. Это работа в холоде, потому что цветы любят там максимальный холод, там -6° у нас в холодильной витрине. Нам важно поддерживать правильную температуру вовремяотключенийсвета. Коммуницировать с клиентами онлайн,гораздо сложнее, чем офлайн"
Война изменила отношение к покупкам, но не отменила потребности в эмоциях.
"Цветы-это эмоция, антистресс и способ дарить радость. Я принципиально не хочу делать их недоступными. Человек, который покупает один цветочек, должен получить тот же сервис, что и клиент с большим букетом. Цветы сопровождают уже не только дни рождения, но и первые свидания, в принципе свидания, выписки из роддома, просто под личные победы, все сопровождается цветами. Поэтому, в принципе, это ответ на вопрос, почему цветы продаются во время войны",–говорит Иван.
Интересный факт о цветочном бизнесе, который мало кто знает: цветы – это глобальная логистика. Иван закупает их из Голландии, Эквадора, Африки, Турции и Украины.
"Например, вот это замечательная роза. Никогда не поверите, но это украинская роза. А это у нас уже импортная гортензия, а вот это турецкая гвоздика. Поставки ежедневные, а цены варьируются: от 50 грн за гвоздику до 800 грн за африканскую протею.
Цены на цветы за последний год выросли. По словам Ивана, на ценообразование повлиял кризис в Нидерландах, логистика, всеобщая инфляция.
«Цветы дорогие в закупке не потому, что нам так захотелось. На цену влияют многие факторы: черенки, почвы, удобрения, рабочая сила, оборудование–все это формирует себестоимость цветка. Дополнительно есть неурожай тюльпанов в Нидерландах из-за сильных ливней. Если брать тот же тюльпан, в 2022 году он стоил около 25 гривен, а сейчас–80–100 гривен за штуку. И если бы мы еще закладывали в стоимость расходы на топливо для генераторов, цены были бы просто космическими. Но мы этого не делаем, потому что цветы–это не предмет роскоши. Это базовая эмоция, которая сейчас людям очень нужна, поэтому нам важно сохранять лояльные цены»,–объясняет Иван.
При этом в двух студиях всегда есть выбор–от базовых цветов до экзотики.
Вопреки постоянным обстрелам, особенно в последние недели, особенно страдает Южный микрорайон, где находится основная большая студия, Иван остается на позитиве и не рассматривает предложения открываться в других городах.
"Я люблю этот город. Мне важно, чтобы обе студии здесь работали стабильно. А дальше – как будет".
Клиентов становится больше ежегодно, спрос колеблется: зимой преобладают хвойные композиции, весной больше веточек с цветами, летом букеты из сезонных цветов.
"Мы каждый год видим прирост клиентов. То есть нет такого, что там гораздо меньше клиентов. Конечно, есть там разные месяцы и это сезонно. Я веду статистику уже много лет и я знаю, уже в каких месяцах точно будет просадка, а где будет увеличенный спрос и мы подстраиваемся под эти реалии"
Мастер-классы как терапия и мечты в канун Нового года
Отдельная часть бизнеса–флористические, тематические мастер-классы. Они начинались с запросов постоянных клиентов и переросли в регулярные события.
В прошлом уикенде в одной из студии создавали елки из нобилиса. Это хвойное растение, долго не осыпающееся и имеющее стойкий аромат. У каждого участника и участницы особенная елка со своим характером и персональным декором.
"Каждый человек приходит со своей историей. И елки получаются такими же–разными, с содержанием и настроением",–объясняет Иван.
В зале–тишина, сосредоточенность и иногда смех. Гости говорят, что это похоже на медитацию.
"Ты полностью погружаешься в процесс и не думаешь ни о новостях, ни о проблемах. Просто делаешь что-то руками",–делятся девушки
"Я два раза была уже на мастер-классах на цветочной композиции и когда мы делали декор из тыквы. Цветы простояли очень долго, почти два месяца. Я просто поддерживала уход, как нам сказали, и букет был невероятно классный. Мне очень нравится здесь атмосфера и дружелюбное отношение ко всем. Елку оставлю, как подарок для парня", - делиться с нами Екатерина.
Другая гостья, Юлия посетила мероприятие с дочерью Амелией, добавляет, что они приходят на мастер-классы не впервые. Говорит, это стала их маленькая традиция делать что-то вместе своими руками.
"Не впервые приходим на разные мероприятия, на моих глазах это все создавалось и мне нравится творчество и эстетика. Мы уже делали композиции зимние, летние, а на этот раз пришли на елки. Уверены, что елка как раз найдет свое место в нашем доме. Очкнь важно запечатлить такие моменты", - говорит Юлия
В канун Рождества владелец "Mister Florist" мечтает автоматизировать процессы, заниматься творчеством и чтобы война закончилась.
"Я так люблю свое Запорожье... Очень хочется, чтобы война закончилась и люди смогли мирно жить и работать. Мне всегда мало, мне всегда хочется, чтобы было больше работы и творчества, больше клиентов, больше всего хорошего".
