• Головна
  • IT для общественных организаций: как Анастасия Мельниченко попала на IT-гопников и вдохновилась на уникальный проект
Партнерский спецпроект
15:00, 20 вересня 2019 р.

IT для общественных организаций: как Анастасия Мельниченко попала на IT-гопников и вдохновилась на уникальный проект

Партнерский спецпроект

В Украине очень много хороших дел и проектов стали возможны только благодаря грантам и общественным организациям. Однако, случается так, что приходится подтачивать проекты под желания грантодателя - этот компромисс помогает движению выжить и в определенной мере выполнить цели, но иногда очень сильно бьет по мотивации.

Организация «STUDENA» занимается воплощением культурно-просветительских и правозащитных проектов. Ее участники и участницы работают для снижения агрессивности и нетерпимости в обществе, продвигают идеи равенства прав и возможностей людей, независимо от их пола, расы и вероисповедания. Однажды подрядчик провалил IT-проект организации, и именно это стало отправной точкой в создании социального предприятия, которое бы не только приносило пользу обществу, но и сделало организацию менее зависимой от грантов.

061 вместе с International IT Forum пообщался с учредительницей общественной организации Анастасией Мельниченко и аналитиком «STUDENA» Владимиром Брыскиным о том, как они создали проект, которому нет аналогов.

Мы уверены, что лучшая поддержка Востоку Украины — это включение в культурное поле, улучшение и создание инфраструктуры, качественного транспортного сообщения. Но все это дело не одного года. А людям хочется жить в Украине лучше уже сейчас. Мы думаем, что малый и средний бизнес способны быть быстрее и надежнее государственных программ реинтеграции. «STUDENA» исследовала этот вопрос глубже, и оказалось, что есть множество локальных производителей, а их ключевая проблема — недостаточный сбыт. Поэтому мы решили разработать сайт, который поможет производителям (в первую очередь Луганской и Донецкой областей) находить новые рынки для реализации продуктов, — объяснила Анастасия. 

Наш донор провел тендер среди IT-компаний. Мы не могли влиять на принятие решения. То есть нам дали IТ-контору и сказали с ней работать. Так мы напоролись на профессиональніх IT-гопников. Изначально их взаимодействие с нами было построено таким образом, чтобы “развести” нас как заказчиков на деньги и не сделать как следует работу. То есть, по сути, люди подали подставную фирму, им не важна была ее репутация. Но мы как организаторы, как общественная организация несли полную ответственность за результат этого проекта. В итоге проект эти исполнители провалили. Мы были в шоке. 

Для нас это были огромные репутационные потери, это были потери и в нашей мотивации, немного пали духом. Потом мы пообщались с другими представителями общественного сектора и поняли, что эта ситуация не уникальная - очень многие недовольны своим сотрудничеством с IT-сектором. Тогда мы поняли, что это та ниша, которую мы можем занять, и решили запустить проект IT для общественного сектора.

Фото: Анастасия Мельниченко - в центре, Владимир Брыскин - слева.

IT-STUDENA - это социальное предприятие нашей общественной организации. Общественная организация имеет право зарабатывать деньги при условии, что она потом  потратит их на свою уставную деятельность. Для нас уставная деятельность - это проекты, связанные с правами человека, с реинтеграцией ветеранов АТО и так далее. И до 20% мы можем тратить на административные расходы: аренду офиса и зарплату. Но есть ограничение: наши обороты ( не доходы, а обороты) не должны превышать 1 миллиона гривен в год. То есть, если нам заказывают сайт за 30 тысяч долларов, то мы уже фактически выпадаем из этой категории, которая не облагается налогом. Поэтому мы будем оформлять ООО от общественной организации “STUDENA” - тогда мы сможем иметь обороты до 5 миллионов гривен в год”.

Проект не может предложить цену ниже рыночной, но предлагает лучший результат: для команды программирование не является самоцелью - она хочет помочь общественной организации выполнить свою миссию.

“После ситуации с IT-гопниками мы решили больше не рисковать с тендерами, с аутсорс-командами и собрали свою команду с нуля, - вспоминает Анастасия. - Первым проектом стала переработка того задания, который провалили IT-гопники - наши люди с нуля на волонтерских началах реализовали то, что, согласно тендеру, стоило 30 тысяч долларов. Потом “STUDENA” должна была реализовывать проект по созданию единой базы для ветеранов АТО - по организациям, которые предоставляют помощь. И мы уже не привлекали аутсорс, а своей командой реализовали этот проект. Его уже запустили, он прекрасно работает.

Айтишники, которых мы пригласили в команду, на разных этапах уже участвовали в жизни нашей организации. Так что это люди, которые, по сути, знают особенности работы с общественным сектором и готовы коммуницировать по-человечески, а не на “птичьем языке”. Потому что я помню, что во время первого скайпа с этими IT-гопниками, о которых мы говорили, меня начали просто отчитывать и унижать: “Ты ни в чем не разбираешься, как ты можешь нам говорить о каких-то подходах, если ты не знаешь что это такое…”. Это было так странно как для бизнес-общения. Поэтому наша команда предлагает заказчикам еще и качественную коммуникацию. Мы будем максимально безболезненно соединять два мира - мир разработки и мир общественного сектора”.

Члены команды “IT-STUDENA” ранее разработали сайт Ресурсного центра журналистов-расследователей, сайт “Слідство.info”, а также уникальную Единую базу проверенных центров помощи ветеранам АТО.

Клиенты общественного сектора отличаются от обычных клиентов. Как объяснил Владимир, основное отличие - это те ограничения, которые накладываются грантами или ввиду других причин и особенностей финансирования:

“С одной стороны, это всегда ограниченные и не всегда достаточные сроки, с другой - в общественных организациях, как правило, нет человека, который бы занимался IT, потому что этого не предусматривают гранты и другие источники финансирования. Просто нет людей, которые могли бы составить техническое задание, знать все обо всех использованных ресурсах и системно передавать новым исполнителям доступы и информацию. Соответственно, это добавляет сложностей в работе и коммуникации. А есть еще и вопрос сроков: в IT-разработке чем сложнее проект, тем сложнее говорить о точных датах. А для общественного сектора IT-проект - это только инструмент: “Нам нужно иметь инструмент к такому-то числу, чтобы мы смогли сделать то, что является нашей целью”. И вписываться в такие сроки очень непросто. Потому что, с одной стороны, представитель общественного сектора, не будучи специалистом по технологиям думает, что он хочет и первое, и второе, и третье, а желательно еще и четвертое - и в то же время он надеется, что это сделают очень быстро. 

Мы пытаемся компенсировать отсутствие опыта, необходимых навыков и знаний клиента тем, что мы задаем правильные вопросы: “Нужны ли вам эти функции? А для чего? А какие результаты должен предоставить ваш проект? Может, для достижения результата вам нужны не те решения, которые вы нам озвучили? Давайте рассмотрим альтернативные решения?”. Мы объясняем, если что-то можно сделать быстрее или дешевле, и если можно обойтись без программирования (наших услуг)  и купить готовый инструмент - тоже говорим. Ответственное отношение предусматривает, что мы можем на время стать на сторону клиента и понять, чего он хочет достичь. Не какую программу он заказывает, а какой результат он хочет получить с помощью программы”.

Анастасия Мельниченко объясняет, что обычно клиенты общественного сектора не очень разбираются в цикле разработки программного обеспечения, поэтому на начальных этапах команда помогает им разобраться: “Цикл не начинается сразу с программирования. Мы подводим клиента к тому, что нужны некоторые подготовительные этапы и направляем их делать “домашнее задание”. Я думаю, что наши клиенты немного разочаровываются, потому что они думают, что мы сразу возьмемся - а мы просим заполнить документы, проверить гипотезы и так далее. Да, это не совсем тот подход, к которому все привыкли. Но это отвечает нашей системе ценностей и в результате именно это даст клиенту то, что ему нужно на самом деле. Не знаю, насколько этот подход окажется жизнеспособен в современном мире общественных организаций, но мы проверим”.

Эта “домашняя работа” нужна: клиент фиксирует ожидания на бумаге, потом вместе с командой проверяет, правильно ли и одинаково ли они понимают потребности, и только после этого разработчики переходят к техническому решению. 

“Нам хочется гордиться результатом и чтобы были организации и люди, которые бы сказали: “Мы получили то, что хотели для своего проекта, для своей общественной деятельности, тот инструмент, который нам был нужен и с которым мы выполнили свои цели”, - делится Владимир. - Собственно, это важно не только для инженера, но и для любого человека, который хочет гордиться своей работой. У всех нас есть другая работа. Раньше мы выделяли pro bono (добровольно и бесплатно, для пользы общества, - 061) свое время на общественные проекты. А теперь мы решили, что мы выделяем его не pro bono, а сотрудничаем вместе - как команда. Помогая реализовывать проекты другим, мы реализовываем свою социальную ответственность”.

"Бизнес. Идеи. Люди" - специальная рубрика, созданная по инициативе International IT Forum (организованного компанией Global Genesis), который состоится 27 сентября в Запорожье. Этот и несколько следующих материалов рассказывает об уникальных проектах, сумасшедших и креативных людях, современных инновационных бизнесах. 

Подробности:

Facebook

Instagram

Telegram

Читайте также: 





Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Запорожье #айти #студена #мельниченко #брыскин #ІТ
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...