• Главная
  • Апелляционный суд в Запорожье сократил сроки двум осужденным за военное преступление экс- полицейским из Токмака, но подтвердил их вину
15:44, 30 ноября

Апелляционный суд в Запорожье сократил сроки двум осужденным за военное преступление экс- полицейским из Токмака, но подтвердил их вину

Апелляционный суд в Запорожье сократил сроки двум осужденным за военное преступление экс- полицейским из Токмака, но подтвердил их вину

20 ноября Запорожский апелляционный суд частично изменил приговор двум из четырех бывших правоохранителей, заочно осужденных за военное преступление: незаконное содержание и жестокое обращение с гражданскими, принуждение к копанию окопов и обустройство укреплений для российской армии, а также перемещение людей с оккупированной территории. Апелляция согласилась с доводами прокуратуры, что суд первой инстанции неправильно назначил наказание двум обвиняемым и частично изменила приговор.

Детали: кто потерпевшие и почему дело рассматривали как военное преступление

Как отмечается в материалах дела, с августа 2022 года на временно оккупированной территории Токмакского района Запорожской области четверо бывших украинских правоохранителей Алексей и Андрей Кошель, Николай Дереза и Михаил Выдыш добровольно перешли на службу к незаконно созданному российскому "УВД" по Токмаку.

По версии следствия, действуя по предварительному сговору между собой и с представителями вооруженных сил РФ, они систематически совершали преступления против гражданского населения во время войны. Речь идет о подтвержденном незаконном лишении свободы не менее 6 мирных жителей Токмакского района с ноября по декабрь 2022 года без каких-либо обвинений. Людей задерживали только из-за проукраинской позиции или отказа сотрудничать с оккупантами. Среди задержанных были директор школы, студент ЗНУ, активист из Молочанска, полицейский на пенсии, инженер коммунального предприятия и жительница Волноваского района.

«Все потерпевшие были задержаны и доставлены в этот незаконный правоохранительный орган по разным основаниям. При этом им не было предъявлено никаких обвинений. Им не предоставлялась никакая правовая помощь или защитник. Их фактическое задержание, содержание и последующее принудительное перемещение не было вызвано правовыми основаниями в соответствии с нормами международного гуманитарного права», - сообщила прокурорка Александра Журавлева.

Всех задержанных поместили в изолятор в Токмаке и содержали в бесчеловечных условиях без достаточной пищи, питьевой воды, спальных мест, отопления, санитарии, медицинской помощи. К мужчинам также применяли физическое насилие – наносили удары по телу, использовали электроток, угрожали лишить жизни, а затем перевезли на окраины города, где под принуждением заставляли рыть окопы, блиндажи и укрепления для российской армии вблизи линии фронта. К принудительным работам пострадавших привлекали на разный срок от 10 дней до полугода. После этого задержанным сообщали, что они будут депортированы за пределы места своего жительства. Их вывозили в крайний блок-пост Росгвардии и приказывали пешком идти в сторону Запорожья десятки километров.

В прокуратуре эти действия расценили как нарушение норм международного гуманитарного права – статей Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, прямо запрещающих незаконное лишение свободы гражданских, привлечение к принудительным работам, бесчеловечное обращение и депортацию за пределы места жительства.

«Обвиняемые действовали согласованно с неустановленными представителями российских вооруженных сил и реализовывали политику государства-агрессора. Все они занимали должности в незаконном правоохранительном органе – один из них был начальником так называемого «УВД по городу Токмак», другой являлся начальником изолятора временного содержания и лица, осуществлявшие конвоирование в этом же незаконном правоохранительном органе. В контексте международного вооруженного конфликта они преследовали людей с активной проукраинской позицией и организовывали их принудительное перемещение, незаконно лишая свободы защищенных гражданских лиц. Эти действия прямо запрещены международным гуманитарным правом и военным преступлением», – прокомментировала журналистам прокурорка Александра Журавлева.

Что известно об обвиняемых и их ролях

Алексей Кошель (бывший майор милиции, в прошлом сотрудник местного военкомата) после оккупации Токмака, занял должность «начальника УВД». По версии обвинения он лично отдавал приказы на задержание проукраинских жителей, организовал систему незаконного содержания и принудительных работ. Как отмечается в приговоре, именно он в ноябре и декабре 2022 подписал документы о принудительном перемещении местных жителей за пределы их постоянного проживания.

Михаил Выдыш (бывший сотрудник конвойной полиции), в оккупации работал «начальником изолятора временного содержания» (ИТТ) в том же здании. Он отвечал за условия содержания. Как подтвердили свидетели, в этом изоляторе находились в подвале люди почти без еды, питьевой воды, спальных мест, отопления, санитарии и медицинской помощи. Именно по его указанию задержанных выводили на принудительные работы: копать окопы и блиндажи для российских войск на передовой вблизи Токмака и Молочанска.

Андрей Кошель (бывший инспектор в Ореховской исправительной колонии (№88), в оккупированном Токмаке занимал должность «старшего полицейского отдела охраны общественного порядка». Он принимал непосредственное участие в задержаниях, конвоировании и охране потерпевших в подвале изолятора. Вместе с другими фигурантами обеспечивал их незаконное лишение свободы и принудительный труд.

Николай Дереза (в прошлом судебный охранник) работал конвоиром и участвовал в доставлении людей в изолятор, их охране при содержании и сопровождении работ на окопах. Он также принимал участие в принудительном вывозе потерпевших за пределы оккупированной зоны.

Осуждены слева на право: Алексей Кошель, Михаил Выдыш, Андрей Кошель и Николай Дереза

Как говорится в приговоре, обвинение базировалось на совокупности собранных следствием доказательств. Основу составили показания самих потерпевших, подробно описавших незаконное задержание, содержание в подвале ИВС без еды, воды и медицинской помощи, избиения, насильственные действия и принуждение к выкапыванию окопов для ВС РФ и принудительное перемещение. Как отмечает прокуратура, эти показания были согласованы между собой. Дополнительные доказательства включали свидетельские показания местных жителей Токмака. Они давали показания прямо в суде. Свидетельствовали пять человек: трое из них также содержались в этом незаконном изоляторе, двое – родственники потерпевших. Из соображений безопасности их имена не разглашаются. Они сообщили, что видели конвоирование потерпевших Выдышем и Дерезой и подтвердили задержание. Также доказательствами стали судебно-медицинские заключения (о состоянии здоровья потерпевших уже после их депортации), а также переписка в Telegram между сотрудниками изолятора временного содержания, в которой фигурировали обвиняемые.

Поскольку все четыре обвиняемых находятся в розыске и не находятся на подконтрольной Украине территории, суд рассматривал дело заочно.

Приговором суда в мае 2025 года Алексея Кошеля и Михаила Выдыша приговорили к военному преступлению (ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 438 УК Украины) к 12 годам лишения свободы, а Андрею Кошелю и Николаю Дерезу — к 11 годам. В начале 2024 года Кошель-младший и Дереза уже заочно получили приговоры за другое преступление – коллаборационную деятельность и пособничество государству-агрессору (ч. 7 ст. 111-1 и ч. 1 ст. 111-2 УК Украины). Суд назначил им по 14 лет заключения, и эти приговоры уже вступили в законную силу. Поэтому, вынося приговор за военное преступление, Хортицкий районный суд применил правила совокупности приговоров по ст. 71 УК Украины и окончательно назначил Дерезе и Кошелю-младшему по 20 лет тюрьмы, присоединив неотбытую часть предварительного наказания.

Что решила апелляция

Апелляционную жалобу подала Запорожская областная прокуратура, которая не согласилась с Хортицким райсудом. По мнению прокуратуры, вынося приговор за военное преступление двум ранее судимым обвиняемым, суд первой инстанции должен был применить другую статью - ч. 4 ст. 70 УК Украины. То есть должен был назначить наказание не по совокупности приговоров, а за так называемым составлением преступлений, поскольку военные преступления были совершены в 2022 году до вынесения приговоров Дерезе и Кошелю-младшему в 2024 году за коллаборационную деятельность.

При этом прокуратура не подвергала сомнению доказанность их вины, а лишь просила исправить ошибку суда первой инстанции в применении норм Уголовного кодекса.

«Не подвергая сомнению доказанность вины Андрея Кошеля и Николая Дерезы и квалификацию, считаю приговор Хортицкого районного суда от 19.05.2025 незаконным и подлежащим изменению в связи с неправильным применением ЗУ «Об уголовной ответственности». Преступление предусмотрено частью второй статьи 28 и частью первой статьи 438 Уголовного кодекса Украины, обвиняемые совершили в период с 22.10.2022 года по 08.11.2022 года. То есть до вынесения предыдущего приговора Хортицкого районного суда от 20.03.2024 года города Запорожья. В таких обстоятельствах местный суд, назначая окончательное наказание, должен руководствоваться частью четвертой статьи 70, а не статьей 71 Уголовного кодекса Украины», - отметила прокурорка Александра Журавлева.

Прокуратура также подчеркнула, что оспаривала приговор не с целью смягчения наказания, а для приведения его в соответствие с требованиями закона. По словам представителей обвинения, дела о военных преступлениях находятся под особым вниманием, поэтому судебные решения должны быть юридически точными.

На апелляционном заседании адвокат из центра бесплатной правовой помощи Александр Кисилев, представлявший интересы обвиняемых Алексея Кошеля, Андрея Кошеля, Михаила Выдыша и Николая Дерезы, занял позицию полного отрицания вины своих подзащитных. Он настаивал, что прокуратура "ничего не доказала" и что все дело не базируется на реальных доказательствах.

«Я считаю, что прокуратура вообще ничего не доказала. Нет никакой вины моих подзащитных. Это все – только слова», – заявил он, отмечая отсутствие каких-либо серьезных доказательств совершения военных преступлений.

Защитник назвал приговор суда первой инстанции не требующим изменений, несмотря на ремарку коллегии судей, что из-за этих изменений фактически будет назначено менее суровое наказание.

"Я считаю приговор Хортицкого суда полным и прошу оставить его в силе, а апелляционную жалобу прокурора прошу оставить без удовлетворения", - сказал адвокат.

Коллегия судей подтвердила, что все четверо осуждены за нарушение законов и обычаев войны: незаконные задержания гражданских, бесчеловечное обращение, содержание в незаконном правоохранительном органе оккупантов и принудительное перемещение людей с временно оккупированной территории. Апелляционный суд согласился, что преступления 2022-го «предварительные» к приговорам 2024-го, поэтому из-за применения этих норм сроки сократили с 20 до 15 лет заключения для Андрея Кошеля и Николая Дерезы, другим двоим Алексею Кошелю и Михаилу Выдышу приговор остался неизменен.

После принятия решения апелляционным судом приговор вступил в законную силу. Это означает, что осужденные официально считаются виновными в военном преступлении, а приговор подлежит исполнению после их фактического задержания. В прокуратуре отмечают, что в настоящее время местонахождение всех четырех осужденных неизвестно. На период досудебного расследования они находились на временно оккупированной территории.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#военные преступления #суд #прокуратура #правоохранители из Токмака #приговор
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления