
"Я хотела быть полезной": история бухгалтера, которая создала ипоцентр для реабилитации ветеранов и детей

В небольшом селе Нагорное в Запорожье работает пространство, где животные помогают людям оправиться от пережитого. Здесь нет ни белых халатов, ни кабинетов с диванами. Есть только лошади с доверчивыми взглядами, которые, кажется, чувствуют настроение каждого, кто приходит. Основательница этого места, Нина Ковалив, бухгалтерка из Запорожья, когда-то изменившая офисные папки на жизнь среди животных.
«Как у меня только какая-то свободная копейка появляется, то я обязательно найду какую-нибудь лошадку, которую надо спасти. Мне как-то тренерка моя сказала: "Ты спасла лошадей, а твои лошади потом спасают людей от хронического стресса и напряжения, появившегося из-за войны" , - говорит Нина, глядя на своих подопечных.
Ее путь к спасению лошадей и работе с людьми через ипповенцию – это прежде всего о человечности и той особой силе, которую способны дать животные.
Работа бухгалтером на конном заводе, кардинально изменившая жизнь
Нина Ковалив родилась и выросла в Запорожье, где ее жизнь вращалась вокруг цифр и балансов. Она работала бухгалтером в банках и на предприятиях. В 2017 году Нина устроилась бухгалтером на Запорожский конный завод. Он специализировался на разведении рысистых лошадей для гонки. Работа была нервной: государственное предприятие страдает от перебоев с финансированием, но лошади успокаивали.
«После напряженного дня заходила вечером на конюшню, обнималась с лошадьми, общалась с ними и я уже тогда получала это чувство успокоения», – рассказывает Нина.
Через год она уволилась, потому что хотела более спокойной жизни и развивать собственную бухгалтерскую компанию. Но кони не отпускали. В 2019-м, когда из-за COVIDa подавляющее большинство клиентов ее фирмы приостановили деятельность, Нина получила звонок с конного завода: «Приходи назад, нужен человек». Она согласилась и вернулась. На этот раз ее даже назначили исполняющей обязанности руководителя. В это время она поняла: лошади – это не просто хобби.
"Я буквально там почти год проработала, и я поняла, что пока я не заведу себе собственных лошадей, меня всегда будет постоянно туда возвращать. Мне нужен был друг, которого я могу погладить, почесать. Я взвешенно оценила свои возможности, уже имела необходимые условия. Первой стала кобыла Речка – пугливая, но эмпатичная. едь если бы ее там конникам дали, пожалуй, с ней не захотели бы возиться. Может, и хорошо, что она попала ко мне в руки. Если бы её там отдали конникам, с ней, наверное, никто бы не захотел возиться. А если она чувствует, что у человека очень тяжёлое, сложное состояние — она тянется к нему, прижимается».
Конюшня постепенно пополнялась. Нина купила еще одну кобылу с жеребцом, потому что "если лошадка одна, у нее нет этой базовой потребности в коммуникации, а ей нужна компания". Конезавод специализировался на рысистых лошадях для гонки, и Нина видела жесткую реальность: выбраковку, продажу на мясо после "золотого" возраста. Это стало началом ее миссии по спасению.
Война и спасение коней
Полномасштабное вторжение в 2022 году перевернуло все. Нина, беременная в то время, переехала из Запорожья в село Нагорное. У нее там был как раз земельный участок, купленный еще до войны.
"Когда началась война, мне пришлось одну кобылу продать, потому что я была беременна, я не понимала, смогу ли их содержать. Это было тяжелое решение. Вскоре она умерла. С тех пор я решила, что лошадей продавать больше не буду. Лошади очень привязываются к людям", - рассказывает героиня.

Но война принесла новых подопечных: лошадей из прифронтовых зон. Часть спасена из Никополя Днепропетровской области, где обстрелы не утихали.
Одна из самых чувствительных историй касается кобылы Ласунки, которую Нина выкупила в последнюю минуту.
«Ласунку мы выкупили из мяса. Ее уже вели на бойню. Хозяин, дедушка, по возрасту не мог за ней ухаживать. Год, видимо, пытался кому-то продать… Мы только выдохнули, что у нас уже четыре лошади, когда он приходит и говорит моему мужу: "Ну если никто не хочет забирать, отведем ее на бойню". Муж позвонил мне на работу, чуть не плача: "Веду коня на бойню..." Я плачу, он плачет. И этот дедушка, что столько миль шел рядом с ней, тоже плакал. Я набрала его: "Куда вы девочку повели?" В результате мы выкупили Ласунку частями. Хочешь не хочешь, а нужно держать».
Другая история – о пони Заре. Как вспоминает Нина, однажды ей позвонили по телефону зоозащитники и рассказали, что хозяева животного уехали в Германию, а пони постоянно закрыта стоит в гараже.
"Мы приехали, август, под сорок градусов жары. Животное стоит запертое в гараже, едва держится на ногах, ни еды, ни воды. Я не знаю, сколько бы это животное еще прожило. Выкупили ее в рассрочку", - вспоминает Нина.
Настоящими звездами ипоцентра являются жеребцы Орландо и Пломбир. При первом знакомстве они начали драться, но вскоре нашли общий язык.
Была еще кобыла из прифронтовой Новоданиловки. Волонтеры тогда пристраивали эвакуированных лошадей и по ошибке позвонили Нине, думая, что связываются с конным заводом
"Выяснилось, что эта кобыла находилась как раз в нашей громаде, буквально в 10 км от меня. Я посмотрела, привела к себе. Кукла прожила у нас почти год, а потом я нашла ей новых хозяев".
В настоящее время в ипоцентре проживают 9 лошадей разных пород. 5 из них принадлежат непосредственно Нине, еще три – психологине, курирующей направление иповенции и еще одна знакомая, ветеринарка по образованию Екатерина.
”У нас преимущественно большинство лошадей - 10 плюс, то есть такие больше пенсионеры”, – говорит Нина. Они не суперспортивны, но эмпатичны. "Я поняла, что не надо, чтобы лошади какие-то были супер спортивные. Мои лошади хоть они там старушки, на них очень быстро не поедешь, не побегаешь, но это хорошее такое чуткое животное, которое очень прекрасно умеет успокаивать".
Создание ипоцентра: гранты, вызовы и терапия
В июне 2024 года Нина открыла ипоцентр для бесплатной терапии, в первую очередь ветеранов и детей. Идея родилась из наблюдения за профильными организациями в столице.
"Увидела как на киевских конюшнях и вообще по Украине, девушки активно проводят занятия по психоэмоциональной разгрузке для ветеранов и насколько это хороший результат. Я для себя поняла, что и я могу это попробовать, ведь условия для этого есть: мои лошади спокойны, вокруг прекрасна природа. Мне показалось важным, что я смогу быть полезной и хоть как-то заработать им на содержание», – вспоминает Нина
Чтобы реализовать этот проект в Запорожской области, Нина приняла участие в трех грантах: от Красного Креста, от "Бизнес Сеть Сельских Женщин" и от ОО "УкрПростор" проект "Форсаж".
"Обучение в этих программах дало мне возможность не только получить средства на идеи и создать условия, но и немного отвлечься от происходящего вокруг, от военных действий, от отключений электричества", – говорит владелица.

В центре главное не конные прогулки, а общение с лошадьми по методу ипповенции. Эта модель терапии строится на разных видах контакта с животным: от простого ухода до теплых объятий.
"Конь - это зеркало: если человек нервничает, животное реагирует еще сильнее. Именно поэтому в работе с ветеранами важно создавать безопасную и стабильную атмосферу. Мы формируем команду из психолога, ветерана и конника и работаем по специальной программе из шести-семи занятий. Все происходит на волонтерских началах. А чтобы такое общение действительно было эффективным, каждый должен быть максимально собранным и спокойным. Для меня главное, чтобы лошади не уставали и чувствовали себя хорошо ”, – рассказывает Нина.
Платные услуги для посетителей помогают удерживать лошадей. Это средства на корм, услуги кузнеца и баг
"Одна лошадка в день съедает тюк сена, тюк сена стоит – 100-120 грн. В этом году мне удалось впервые закупить фуру сена, а до этого мы раз в неделю покупали понемногу", - делится владелица.
Как работает ипповенция, как метод терапии
В команде ипоцентра работает опытная психолога Елена Лахно, у которой есть собственные лошади и многолетний практический опыт работы с ними. Она объясняет, почему взаимодействие с лошадьми столь эффективно.
«Когда мы привлекаем животное, это ускоряет процесс оказания психологической помощи. Бывают дети, подростки, ветераны, пострадавшие от насилия другого человека. У них есть определенный барьер – им тяжело доверять. А животное, оно же никого не обижало, с ним контакт очень честный, открытый и не наигранный. Невозможно заставить животное что-нибудь сделать. Лошдь - это очень интеллектуальное животное, которое нельзя силой к чему-нибудь принудить. С ними строится более честный контакт и это помогает обходить защитные механизмы сопротивления, основанные на недоверии. Мы наблюдаем множество проекций на животное. Например, кто-то из участников может сказать, что животное устало, но мы понимаем, кто на самом деле устал или испуган. Это универсальный инструмент, ускоряющий терапевтическую помощь», – говорит она.
По словам психолога, для ветеранов такие занятия часто становятся работой с собственными границами и доверием. Часто бывает, что посетители приходят, которым тревожно, они понимают, что происходят, какие-то проблемы, но им трудно выделить, с чем именно работать.
«Часто они ничего не ожидают, думают, что это просто прокатиться на лошадях. А потом они ощущают магию тела. Это о возвращении силы в свое тело. Мы работаем над уверенностью, заземлением, ведь животные способны считывать язык тела. Если у человека нет личных границ, то с животным он их тоже не сможет выстроить. Если в терапии нужно десять встреч, то с лошадью мы можем увидеть изменения уже за одно занятие», – рассказывает Елена.
Это подтверждают и посетители, в том числе ветеран Сергей Борисенко.
«Собираются ветераны, семьи ветеранов и проводятся занятия по общению с животными. Когда в голове много мусора, это очень отвлекает и помогает успокоиться и перезагрузиться. Знакомым и побратимам очень нравится. Мы сюда приехали еще до мероприятий несколько раз и я понял, что, скорее всего, придется приобрести коня для жены, которая имела такую мечту. Так у нас появилась Душенька», – рассказывает ветеран.

Отдельное направление работы центра – занятия с детьми школьного возраста. Команда регулярно организует встречи типа «пони марафона», где маленькие участники могут безопасно знакомиться с животными и учиться взаимодействовать с ними.
В ходе таких мероприятий дети выполняют простые упражнения на внимательность, подвижные игры, упражнения на работу с телом и навыки саморегуляции. Присутствие пони создает необыкновенную атмосферу: они помогают детям расслабиться, преодолеть страх, научиться доверять и ощущать поддержку.
«Мои лошади уже привыкли к детям. Моя трехлетняя дочь очень активная и громкая, но они реагируют на это спокойно. Когда я провожу тренинг или инструктаж, а она забегает и кричит, я просто говорю: Вот так с лошадьми нельзя, запомните», – смеется Нина.
Будущее: расширение и мечты
Нина мечтает о расширении центра и постепенно выстраивает его будущее. Она хочет обустроить комнаты отдыха, добавить гарден-терапию с высадкой деревьев и арт-терапию, чтобы предложить людям более широкий спектр поддержки.
«Планов очень много. И хотим, кроме лошадей, ввести еще несколько направлений, чтобы создать больше возможностей для каждого»,–говорит она.
Нина признается, что мечтает нанять уборщицу, чтобы больше времени оставалось на уход за лошадьми и развитие проектов. Сейчас она работает бухгалтером ради стабильности, но надеется скоро сосредоточиться на ипоцентре полностью.
«Я стараюсь постоянно учиться и совершенствовать свои навыки работы с лошадьми. Они очень социальные животные, которые интересуются всем вокруг»,–говорит Нина Ковалев.

