
Экспертное мнение. Меружан Коцинян - о проблемах исполнения решений судов и как должники избегают исполнения решений судов
Все чаще в СМИ и социальных в сетях появляется информация о блокировании карточных счетов граждан по причине наличия долговых обязательств.
В Украине недавно был введен автоматизированный арест средств должников, что по своей сути заключается в более упрощенном взаимном обмене информацией как частных, так и государственных исполнителей с банковскими учреждениями. При этом такой обмен был всегда, но на бумажном виде, когда исполнитель направлял соответствующее постановление о наложении ареста в банк, что служило увеличению затрат как времени, так и финансово, поскольку законодательство предусматривает направление такого постановления заказным почтовым отправлением.
Внедрение такого электронного взаимодействия между исполнителем и банком позволило исполнителям оперативно блокировать средства должников, имеющих соответствующие обязательства по выполнению решений судов.
В настоящее время законодательством во время действия военного положения урегулирован соответствующий порядок и условия по которым должники могут иметь возможность пользоваться счетомссоответствующим лимитом в 2 минимальные заработные платы установленные на январь текущего года в соответствии с государственным бюджетом Украины (по состоянию на сей день – 16000 грн.)
Такая возможность возникла у должников благодаря принятому Верховной Радой Законом Украины 11.04.2023 года Закону № 3048-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отдельных особенностей организации принудительного исполнения судебных решений и решений других органов во время действия военного положения», которым было установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-IX - физические лица - должники, на средства которых наложен арест органами государственной исполнительной службы, частными исполнителями, могут осуществлять расходные операции с текущего счета на сумму в размере, что в течение одного календарного месяца не превышает двух размеров минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на 1 января текущего календарного года, а также уплачивать счет определен для осуществления расходных операций в порядке, установленном настоящим подпунктом. Обращение взыскания в пределах указанной суммы на таком счете не производится.
При этом в Пояснительной записке к данному Закону было предложено было внести изменения, что на время военного положения все без исключения физические лица смогут осуществлять расходные операции со счетов, на средства которых наложен арест органами государственной исполнительной службы, частными исполнителями, но в совокупном размере не более трех минимальных размеров заработной платы в месяц (минимальной защищенной суммы), а также платить налоги, сборы без учета такого ареста.
Но в окончательном варианте Закон был принят в соответствии с возможностью использования счетов в размере 2 минимальных заработных плат.
Целью из которого исходил законодатель было защитить именно граждан должников, которые действительно имеют трудное материальное положение и в связи с войной не имеют возможности обеспечить свои потребности на жизнь, не говоря уже о возможности погашения долгов. Но при этом даже те должники, которые имеют возможность погасить задолженность неплохо пользуются данным пробелом законодательства, поскольку данным законом также предусмотрена возможность замены одного счета на другой.
Фактически должники могут пользоваться несколькими счетами, обратившись к исполнителю с заменой счета, предварительно использовав лимит в 2 минимальные заработные платы на одном счете, после чего заменой на другой счет в другом банке. То есть уже есть пробел, который позволяет должнику как минимум на месяц использовать лимит для расходов по карте в 32000 грн. Это больше чем средняя заработная плата в Украине.
При таких обстоятельствах, судебные решения будут и дальше иметь декларативный характер, поскольку исполнение решения судов осложняются именно предоставлением возможности должнику пользоваться пробелами законодательства, в том числе в случае если у должников нет официальных источников доходов, а последний может получать любое вознаграждение на свой счет за предоставление тех или иных услуг, которые не задекларированы им. Таких случаев все больше и больше.
Ничем не оспаривается и можно полностью согласиться, что во время действия военного положения необходимо защитить граждан, которые действительно в этом нуждаются, например пенсионеры, те кто имеют инвалидность, социальные выплаты и тому подобное. Но к сожалению при принятии данного Закона не были учтены те законодательные пробелы, которыми пользуются должники, которые не имеют соответствующего статуса граждан, которые действительно нуждаются в помощи и защищенности со стороны государства. К сожалению такие граждане и дальше остаются в тени от государства, тем самым не платя как налоги, так и долговые обязательства по решениям судов, что в полной мере влияет на экономическое состояние как коммунальных предприятий, учреждений, организаций предоставляющих соответствующие коммунальные услуги, так и на финансовые учреждения (банки), в том числе и по выполнению алиментных обязательств, задолженности по взысканию морального и материального ущерба.
Частный исполнитель исполнительного округа Запорожской области
Коцинян Меружан Оганесович