В центре Запорожья сегодня, 15 ноября, на традиционную акцию «Не молчи - плен убивает» вышли около сотни человек. Это близкие и родные пленных и пропавших без вести защитников. Бойцы, чьи имя и позывные ныне на флагах или табличках, из разных подразделений и воевали на разных направлениях, но те, кто сейчас их голос, собираются вместе, чтобы о них не забыли.
Далее в репортаже 061.
Женщина по имени Татьяна держит в руках табличку, из которой понятно, что она ждет сына. Он пропал в Донецкой области 20 апреля 2024 года. Его зовут Сергей.
Женщина нет никакой информации, но говорит, что чувствует, что ее сын жив.
«Вера идет впереди меня и я жду и верю. Всем мамам и женам говорю, что нужно верить», – говорит Татьяна.
Наталья выходит на акции вместе с детьми. Семья ждет из плена мужа и папу.
«Владислав позывной «Змей». Служит в 66 омбр. Исчез в Макеевке, Луганщина 6 апреля 2025 года. 90% он находится в плену, но неизвестно, где его держат. Есть видео, как их вместе с собратьями брали в плен и на этом все. Где держат их и что произошло – никто не знает. Считается без вести пропавшим, потому что нет видео из колонии», - говорит Наталья.
Семья постоянно ездит и в другие города на акции. Сама Наталья признается, что дети – ее большая поддержка.
«Если могу плакать и говорить, что конец света, то дети подходят и говорят, что папа жив, мол, мы не чувствуем его мертвым. Дети - это наша вселенная», - говорит женщина.
Если бы она могла сказать, что-то своему мужу, то это было бы:
«Солнышко, держись. Я тебя верну домой. Ты сильный, ты все сможешь, мы ждем», – говорит.
Сын выходит на акции с игрушкой, которую в свое время подарили отцу. На нем есть надпись "Змей".
Елена – жительница ныне оккупированного Энергодара. На акцию выходит с фотографией мужа Сергея, который служит в 129 бригаде ТРО. Пропал в Курске.
Юлия держит флаг и голос своего брата Дмитрия. Исчез 3 июня 2025 на Покровском направлении, село Новосергеевка.
«Пошел на боевое задание и попал. Там была засада. Трое ребят ушли и среди них Дмитрий. Полгода ищем. Много информации есть, но нам, к сожалению, ничего не говорят. У нас есть своя группа, потому что в том районе многие ребята пропали», - говорит женщина.
Анна ждет из плена сына. Он – Азовец. В плену с мая 2022 года.
«Вышли по приказу командования. Сына зовут Максим. В конце декабря ему исполнится 33 года и это четвертый день рождения, который он отмечает в плену, а мы здесь – без него. До октября этого года на связь не выходил. 6 октября был так называемый суд и россияне незаконно приговорили его к 22 годам заключения в колонии строгого режима. Осудили за то, что он защищал свой город. Сейчас он находится в донецком СИЗО. О суде узнала из российских пабликов. Я его не узнала на фото, пока не начала читать текст», – рассказывает Анна.
Она говорит, что Максим всегда был спортивным, имеет 190 см роста и до плена весил 90 кг. Как увидела его на фото, женщина сказать не смогла, слезы забрали язык.
Семья проживала в Мариуполе и уехала оттуда в 2022 году. Максим встал на защиту страны где в 2014 году.
Каждую неделю на акциях появляются новые люди. По словам оранизаторши, военной волонтерки Стеллы Орел, список пропавших без вести и пленных постоянно растет, а обмены проходят не часто и не являются, к сожалению, масштабными.
Люди говорят, что будут выходить пока домой не вернутся все защитники и защитницы.