Свою историю Волжский автомобильный завод берет с 20 июня 1966 года, когда Советское правительство и ЦК КПСС приняло решение о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. В августе того же года Александр Тарасов, на тот момент руководитель министерства автомобильной промышленности СССР, подписал контракт с главой итальянского автоконцерна о создании производства, техническом оснащении и обучении специалистов.

За основу производства была взята, передовая на тот момент модель «Fiat-124». Апрель 1970 года. 19 число. С конвейера сходит первая партия автомобилей, получив название - ВАЗ-2101 «Жигули». Надо отметить, что завод был пущен на 3 года раньше от запланированных сроков окончания строительства. «АвтоВАЗ» начинает выпускать с ежегодным выпуском до 660 тысяч автомобилей.

В трудные для страны годы кризиса 2008 года и проблем с реализацией готовой продукции, оборот предприятия упал на 43,5%. Завод, попав в тяжелое финансовое положение, был вынужден обратиться к правительству России за поддержкой. В марта 2009 года было принято решение о государственной финансовой помощи корпорации «Ростехнологии», которые она передает «АвтоВАЗу» в виде ссуды сроком на один год. А также модели завода вошли в государственную программу субсидирования автокредитов по процентным ставкам.

В этом же году для уменьшения финансовых издержек с предприятия было уволено 22,5 тысячи человек. Но все эти поддержки не дали желаемого результата. В октябре 2009 года в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации к аппарату правительства было указано о предбанкротном состоянии и нецелесообразной поддержке «АвтоВАЗа».

Через месяц, в ноябре 2009 года, руководитель подразделения Renault в России предложил собирать на имеющихся площадях автомобили на базе платформы В0 марок Lada, Nissan, Renault. Сегодня автомобиль Lada Kalina можно купить у официального дилера ВАЗ в Москве "ТЕХИНКОМ" http://mkad14.ru/avtomobili/lada-kalina/lada-kalina-universal/ceny/. Правительство России согласилось на данное условие и оказало финансовую помощь предприятия, подписав соглашение о помощи французской корпорации в оздоровлении компании.

Доля концерна Renault-Nissan во вновь организованной предприятии Alliance Rostec Auto BV составляет 50%. 

С 2010 года после ряда сокращений на предприятии осталось работать 67 тысяч человек. Принятые меры помогли предприятию оказались эффективными и предприятие показало прибыль в размере 24 миллиона рублей. Но в октябре 2014 года дела предприятия снова оказались неважными, и снова - сокращение.