Для предоставления отчетов в электронном виде в органы государственной налоговой службы, органов статистики, Пенсионного фонда и др., плательщик налога должен заключить Договор с государственными органами, в которые оно предоставляет отчеты; выбрать аккредитованый центр сертификации ключей (АЦСК) для формирования усиленных сертификатов ключей для печати предприятия и уполномоченных лиц, которые подписывают отчеты, но при этом учитывая, что каждый из них работает с определенной компьютерной программой формирования отчетов или импорта отчетов и наложения электронной отчетности. Какие существуют программы для формирования отчетов и наложения ЭЦП? Какую из них выбрать? Проведем обзор.

«Податкова звітність» (OPZ) – программа распространяется бесплатно и позволяет создание всех отчетов путем ручного ввода, формирование основных документов на основании приложений, сохранение в формате xml, проверка структуры отчета и арифметических ошибок, распечатка, создание запроса для получения информации из общего реестра налоговых накладных. Но она не осуществляет наложение ЭЦП и не осуществляет передачу отчетов через Интернет.

В наше время бухгалтеры почти все свои функциональные операции выполняют в онлайн-режиме, для сдачи отчетов им уже не нужно ехать в госорганы и выстаивать длинные очереди, тратя свое время и нервы, они просто могут сдавать отчетность в электронном виде. Украинские бухгалтеры только начинают приобщаться к этому новому виду отчетности, но постепенно сдача отчетности в электронном виде становится все более популярной среди финансовых работников.

И это не удивительно. Преимущества на самом деле очевидны. Не нужно тратить уйму времени, чтобы сдать один отчет, не нужно долго стоять в очереди, зависеть от приемных дней в контролирующих органах. Бухгалтер делает свою работу, не отходя от компьютера.