«Вы плавали сегодня?», или Зачем вашему делу бизнес-план?
Стандартное представление о старте своего собственного дела предполагает несколько «атрибутов»: бизнес-идею, стартовый капитал, бизнес-план. С обязательным наличием идеи спорить сложно (если не считать предпринимательской идеей «купить дешевле — продать дороже»). А вот необходимость стартового капитала или плана часто ставят под сомнение.
Если вы всерьез займетесь изучением вопроса пользы бизнес-планов (вместо написания своего собственного плана, конечно), рано или поздно найдете статью известного американского издания Enterpreneur, в которой еще 10 лет назад эта тема была рассмотрена детально, или одну из многочисленных перепечаток и переводов данной публикации. В ней, в частности, приводятся результаты исследований Уильяма Бигрейва (William D. Bygrave), профессора Babson College, который следил за деловой активностью своих выпускников — и сделал вывод, что нет никакой зависимости между наличием у них бизнес-планов и их успехами как бизнесменов.
Интересно, что другой профессор именно того же колледжа — известный бизнес-исследователь Уильям Гартнер (William B. Gartner) в своих работах пришел к прямо противоположному выводу. Он вместе с коллегами изучил результаты опросов 800 человек на стадии открытия бизнеса — и заключил, что наличие бизнес-плана в разы увеличивает шанс вообще «войти» в бизнес.
Впрочем, вполне возможно, что эти данные и выводы не противоречат друг другу. Реальное наличие плана не всегда означает, что он существует в формальной письменной форме (хотя бизнес-план, конечно, лучше оформлять, о чём мы ещё скажем). С другой стороны, в подобных исследованиях многое зависит и от подбора «исследуемых». Если мы станем изучать карьеру или бизнес выпускников ведущего американского колледжа, фактически одной из лучших бизнес-школ (а именно таким является Babson College), то, конечно, увидим много историй успеха, независимо от соблюдения ими неких формальностей, вроде написания бизнес-планов. Полученных ими в колледже знаний, мотивации, знакомств уже самих по себе может быть достаточно для высоких результатов.
В общем-то, и сам Бигрейва делал оговорку в своих выводах, что бизнес-план может заменить общение с потенциальными клиентами и другое изучение рынка. Гартнер же позднее в одной из своих работ на одну «полку» с бизнес-планами и опросом целевой аудитории поставил также создание прототипа продукта. В конце концов, и то, и другое, и третье имеет одну цель: ответить основателю бизнеса на вопросы о востребованности продукта и услуги, ситуации на рынке, ценообразовании, построении команды и т.д.
В своей статье «Что означает „Написать бизнес-план“?» Гартнер предложил рассмотреть вопрос «Вы плавали сегодня?». Ответ «Нет» — исчерпывающий. Но если мы получим ответ «Да», то поймем, что этой информации мало. Как плавал наш собеседник? Как долго? С какой целью? Окунулся ли он пару раз и загорал на пляже или проплыл километр? Если мы задаем себе вопрос «Начинаем ли мы бизнес?» и отвечаем «Нет» — всё понятно. Но если мы отвечаем «Да», то бизнес-план — как раз отвечает на детальные вопросы: каким образом? когда? как интенсивно? с какими ресурсами? с какими целями?
«Всё идёт по плану, но план постоянно меняется», — любит шутить Артур Гарслян , генеральный директор запорожской группы компаний Global Genesis и крупнейшей запорожской бизнес-школы Investment Business School.
В этой шутке только доля шутки: действительно, окружающий мир изменчив, обстоятельства и условия постоянно меняются, признает молодой бизнесмен, поэтому и наши планы требуют постоянной корректировки. Но как раз эта «турбулентность» — еще один аргумент в пользу планирования: бизнес-план позволяет «не сбиться с курса», не упустить ничего важного, постоянно изучать ключевые показатели эффективности. Написание бизнес-плана — один из этапов Investment Business School. Innovations, которая стартует в марте.
Формальный (в смысле оформленный, письменный) бизнес-план не только структурирует мысли предпринимателя, но является «дорожной картой» для партнеров и потенциальных инвесторов. Можно придумать гениальную идею и максимально детализировать ее в своей же голове, но бизнес-план дает возможность поделиться ею с другими людьми, чтобы ничего не пропустить и быть понятым.
Итак, бизнес-план:
Заставляет основателей компании систематически анализировать свою бизнес-идею.
Показывает пробелы в знаниях и помогает их эффективно заполнить.
Служит центральным средством коммуникации между различными партнерами.
Дает обзор существующих и необходимых ресурсов.
Как может быть структурирован бизнес-план?
Небольшая презентация бизнеса.
Идея продукта или услуги. Описание продукта или услуги, включая потребительские преимущества и аргументы в отношении продаж.
Команда. Описание отдельных членов команды, их навыков и опыта в отношении создания бизнеса. Обычно команда является наиболее важным фактором для достижения успеха. Поэтому инвесторы будут внимательно изучать этот раздел бизнес-плана.
Маркетинг. Заявление о размере рынка, целевом сегменте клиентов, а также описание цены и рекламной стратегии продукта или услуги.
Система бизнеса. Описание деятельности компании, концепция производства (например, собственное производство или наем подрядных организаций).
График реализации. Текущий статус этапов внедрения и реализации.
Финансирование. Расчет инвестиционного требования, срок возврата средств для потенциальных инвесторов, расчет прибыли и денежных средств.
Риски и возможности бизнеса.
Посмотрите, с каким бизнес-планом в 1981 году работала легендарная Apple. Несмотря на то, что прошло уже около 40 лет, этот документ может и сейчас дать фору большинству планов: и по стилю, и по структуре. Интересно, что помимо стандартных элементов здесь в самом конце читателя просят задуматься о нескольких важнейших стратегических на тот момент вопросах! То есть бизнес-план может быть «живым» настолько, что будет не только давать ответы, но и задавать бизнесмену вопросы.