Владелец ЗАЗ рассказал о продаже завода, средней зарплате на предприятии и перезапуске Lanos: главные тезисы интервью

Владелец корпорации УкрАВТО Тариэл Васадзе в интервью «Лига. Бизнес» рассказал о работе Запорожского автозавода (ЗАЗ). Сколько автомобилей выпустит завод в 2018-м, об инвесторах с Mercedes и средней зарплате на заводе, — 061 выписал самые интересные тезисы.

В 2007-м году ЗАЗ выпустил 280 тысяч автомобилей, большая часть из которых — Lanos. Спустя десять лет «народный» автомобиль сняли с производства, а завод едва сводит концы с концами. В 2016 году на ЗАЗе выпустили 500 автомобилей, в 2017-м — чуть больше тысячи.

О выпуске автомобилей в 2018-м

«[В 2017 году ЗАЗ произвел 1700 автомобилей. В 2018-м] не исключаю, что не выпустим ни одного. Я вижу, что сложившаяся в стране ситуация не меняется. Наоборот, усугубляется. Усугубляется узбекскими автомобилями, которые поставляются к нам с нарушением правил ВТО, усугубляется автомобилями на еврономерах, которые ввозятся без уплаты налогов»

О продаже ЗАЗ

«Периодически интерес к ЗАЗу возникал, вели переговоры. Но если говорить откровенно, сегодня таких предложений нет. Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет  лучше и дешевле завезти готовый продукт».

Об автоконцернах, которые интересовались покупкой завода

«Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение — это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе. Для нас это работа, новые технологии, зарубежные инвестиции и т.д. В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: "Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи".

Magna Steyr — австрийская компания — производитель автомобилей и автомобильных комплектующих с многомиллиардным оборотом. На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство. И их можно понять. Там правительство компенсирует 60% инвестиции, кредиты дают почти даром. И дешевая рабочая сила в Украине не компенсирует их затрат. В таких технологичных производствах на зарплаты приходится максимум 5-6% себестоимости продукта.

Третий пример. Итальянская компания хотела производить в Запорожье прицепы для тягачей. Посчитали — оказалось, выгоднее производить в Италии.

О производстве Lanos, Slavuta Nova и выпуске электробусов

«Lanos еще мог бы жить — это было хорошее авто по соотношению цена/качество. Но принято решение прекратить производство. Ведем переговоры, чтобы поставить на его место более модернизированную машину. Однако она появится не ранее чем через два года. Нужно понимать, что экономически целесообразный объем производства как минимум 50 000 автомобилей в год. А это возможно, когда внутренний рынок достигнет размера не менее чем 300 000 новых легковых автомобилей.

«Наш партнер, компания Chery, специально для нас разработал модель Riich G2 (презентованная в 2016-м, как новая модель Slavuta Nova, — прим. ред.). Создавали совместное предприятие, и китайцы хотели инвестировать. Предполагалось, что значительная часть продукции будет поставляться на рынки стран СНГ, в первую очередь в РФ. Время внесло коррективы в наши планы. После событий 2014 года представители Chery нам деликатно сказали, что стоит подождать с реализацией проекта до лучших времен».

«Разработка электробуса — это громко сказано. Есть только проект. На сегодня мы экспортируем небольшое количество городских автобусов А10. С учетом действующей во многих странах госпрограммы оказания финансовой помощи муниципалитетам городов по пополнению коммунальных автопарков электробусами наш автобус с электроприводом может быть конкурентоспособным. Ищем партнеров, с помощью которых возможно создать украинский электробус».

«Планируем развивать и наращивать автобусное производство. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В наших планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры. Это интересные проекты, поскольку это продукт собственной разработки, в нем много ручного труда, много добавочной стоимости. Объемы производства на первом этапе — до 100 единиц в год».

Об падении рынка и упадке завода

«Разве ЗАЗ был виноват в девальвации и падении рынка? Конечно нет. Перенесите сюда менеджмент Daimler, Nissan или любого другого мирового автопроизводителя  кто выдержит такие потрясения? Давайте пригласим выдающегося менеджера Илона Маска. Он через пару месяцев с ужасом уедет. Заметьте, никто и не берется. Потому что понимают, что это бесперспективно. Это зыбучие пески, которые вытягивают из тебя все: время, деньги, силы, надежды, эмоции. А ты не получаешь ничего, кроме головной боли, постоянных спасательных операций, наездов, обвинений, упреков и ненависти. Кто сознательно пойдет на такое?»

«Задолженность завода по кредитам — 3 млрд грн и $24 млн. На заводе работает всего 1350 человек, и то заняты они не полную неделю. За минувший год ЗАЗ произвел 1700 автомобилей и 2000 машинокомплектов для GM-Египет. Это ничтожно малые объемы. Но у ЗАЗа нет задолженностей по заработной плате, завод не должен поставщикам, не имеет долгов по коммунальным платежам и долгов перед бюджетом».

«Средняя зарплата на заводе в Запорожье — 12 500 грн»

О причинах содержания убыточного завода

«Конечно, можно просто все бросить. Но как бы высокопарно это ни звучало, если не будет промышленности, завтра и импорт некому будет покупать. Второе — там работают живые люди, в завод вложены большие инвестиции. Я до последнего верю, что власть к нам прислушается, начнет создавать инвестиционный климат и вести здоровую регуляторную политику рынка, как это делают во всем мире».

О том, что мешает продавать автомобили в Европу

«Европейцы защищают свой рынок. Для того чтобы выполнить требования техрегламента Евросоюза, в автомобили ЗАЗ нужно внести ряд технических изменений, что существенно увеличит их себестоимость. Кроме того, в Европе нельзя автомобиль, как конфеты, предложить супермаркету для продажи. Необходимо создавать торговую сеть. Это также требует больших затрат. И в целом выходить на европейский рынок с одной или двумя моделями одного и того же класса бесперспективно.

Не надо забывать, что существуют и лицензионные ограничения. Автомобили, которые сегодня может изготавливать ЗАЗ (Lanos,VidaиForza), производятся на основе лицензионных соглашений, где четко прописаны разрешенные территории продажи. Ни одной европейской страны в этих соглашениях нет.

Пока ищем покупателей нашей продукции в странах Африки и Азии. Несколько проще обстоит дело с автобусом. Это полностью наша собственная разработка, и у ЗАЗа на сегодня есть неплохие наработки в некоторых европейских странах и странах Африки по экспорту автобусов. По понятным причинам, заранее, до заключения контракта, никто об этом не говорит».

Запорожье ЗАЗ авто завод Lanos Васадзе
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Сегодня, 18 октября, в Запорожье на площади Фестивальной провели акцию, посвященную Европейскому дню противодействия торговле людьми. Об этом сообщают на сайте ОГА. Мероприятие проходило в формате образовательного комплекса. На площади Фестивальной специалисты социальных служб продемонстрировали для гостей тематические театрализованные сцены и выступления. С импровизированной сцены к собравшимся обратились представители Департамента социальной защиты насел...
Бизнес
В Запорожье появился новейший британский суперкар Aston Martin DB11. Фото элитного авто появилось на профильном канале Autogespot Ukraine. Под капотом, судя по описанию, скрывается 5,2 л двигатель V12 с двойным турбонаддувом. Этот Aston с ультрасовременным дизайном очень крут и чрезвычайно быстр. Мощность его 5,2 л двигателя V12 с двойным турбонаддувом составляет 639 л.с. и 700 Нм крутящего момента. Это на 129 «лошадей» больше, чем у стандартного DB11 с 4,...
Общество
Сегодня, 18 октября, в Шевченковском районном суде Запорожья прошло очередное подготовительное заседание по иску депутата областного совета Ярослава Гришина против журналистов редакции 061.ua. Следующее заседание отложили до ноября. Об этом сообщает корреспондент 061. На сегодняшнем заседании адвокат Гришина повторно запросила информацию о владельце, однако уже не веб-сайта, а владельца домена - так как предыдущий запрос был отклонен. Продолжение этого под...
Власть
Сегодня, 18 октября первая леди Украины Марина Порошенко с рабочим визитом посетила Запорожскую область, город Мелитополь. Фоторепортаж с поездки опубликован на странице «Фонда Порошенко». Супруга президента вместе с руководством области и мэром Мелитополя вручила 11 ключей от квартир в Мелитополе, которые приобрели для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Жителям нового жилья Марина Порошенко в подарок вручила современные телевизоры. На эту п...
Новости компаний
Одни из самых низких цен на одежду в Украине были выявлены 16 октября 2018 г. в интернет-магазине Time of Style. Приводим цены на популярные категории осенне-зимнего ассортимента: Мужские куртки - от 189 грн. Мужские рубашки - от 29 грн. Мужские брюки - от 99 грн. Мужские свитера - от 79 грн. Женские джинсы - от 149 грн. Женские спортивные штаны - от 69 грн. Женские куртки - от 239 грн. Платья - от 229 грн. Женские свитера (гольфы, джемперы, худи, свитшоты...
Политика
Верховная Рада приняла за основу и в целом президентский законопроект (№9208) "Об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника "София Киевская". Решение поддержали 237 парламентариев. Корреспонденты 061 посмотрели, как голосовали депутаты, представляющие в Верховной Раде Запорожскую область. В числе тех, кто голосовал "за": Игорь Артюшенко, Сергей Валентиров, Николай Фролов, Петр Сабашук и Александр Пономарев. Евгений Балицкий,...
Происшествия
В Запорожье на Кривой Бухте неизвестные захватили частный дом. Это уже второй случай с начала года. Об этом 061 сообщили пострадавшие. В Александровском районе на улице Кривая бухта какое-то время назад образовался частный сектор, с жилыми постройками, которые собственники никак не могут узаконить. Большинство жителей этого поселка прописаны в своих домах. Де-юре они являются не владельцами, а «пользователями», потому как недвижимость – не приватизирована....
Политические новости
Власть должна найти ресурсы для повышения зарплаты всем работникам образования согласно законодательству, об этом заявил народный депутат от партии “Наш край” Сергей Шахов. «Закон “Об образовании” предусматривает, что зарплата учителей будет расти соотносительно к изменениям прожиточного минимума и других социальных показателей. К 2020 году зарплата по образовательной сфере должна составлять 11 тыс. гривен в месяц, что отмечают и профсоюзы. Призываем власт...
Общество
ГУ ГСЧС в Запорожской области обратилось в окружной административный с иском к Запорожской общественно-гуманитарной гимназии №27. Спасатели попросили суд закрыть учреждение. Об этом 061 сообщает со ссылкой на единый госрееестр судебных решений. В материалах дела говорится, что в ходе внеплановой проверки сотрудники ГСЧС выявили ряд нарушений в сфере гражданской защиты, техногенной и пожарной безопасности. Проверку проводили еще в мае (с 7 по 11). Подробно...