Владелец ЗАЗ рассказал о продаже завода, средней зарплате на предприятии и перезапуске Lanos: главные тезисы интервью

Владелец корпорации УкрАВТО Тариэл Васадзе в интервью «Лига. Бизнес» рассказал о работе Запорожского автозавода (ЗАЗ). Сколько автомобилей выпустит завод в 2018-м, об инвесторах с Mercedes и средней зарплате на заводе, — 061 выписал самые интересные тезисы.

В 2007-м году ЗАЗ выпустил 280 тысяч автомобилей, большая часть из которых — Lanos. Спустя десять лет «народный» автомобиль сняли с производства, а завод едва сводит концы с концами. В 2016 году на ЗАЗе выпустили 500 автомобилей, в 2017-м — чуть больше тысячи.

О выпуске автомобилей в 2018-м

«[В 2017 году ЗАЗ произвел 1700 автомобилей. В 2018-м] не исключаю, что не выпустим ни одного. Я вижу, что сложившаяся в стране ситуация не меняется. Наоборот, усугубляется. Усугубляется узбекскими автомобилями, которые поставляются к нам с нарушением правил ВТО, усугубляется автомобилями на еврономерах, которые ввозятся без уплаты налогов»

О продаже ЗАЗ

«Периодически интерес к ЗАЗу возникал, вели переговоры. Но если говорить откровенно, сегодня таких предложений нет. Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет  лучше и дешевле завезти готовый продукт».

Об автоконцернах, которые интересовались покупкой завода

«Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение — это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе. Для нас это работа, новые технологии, зарубежные инвестиции и т.д. В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: "Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи".

Magna Steyr — австрийская компания — производитель автомобилей и автомобильных комплектующих с многомиллиардным оборотом. На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство. И их можно понять. Там правительство компенсирует 60% инвестиции, кредиты дают почти даром. И дешевая рабочая сила в Украине не компенсирует их затрат. В таких технологичных производствах на зарплаты приходится максимум 5-6% себестоимости продукта.

Третий пример. Итальянская компания хотела производить в Запорожье прицепы для тягачей. Посчитали — оказалось, выгоднее производить в Италии.

О производстве Lanos, Slavuta Nova и выпуске электробусов

«Lanos еще мог бы жить — это было хорошее авто по соотношению цена/качество. Но принято решение прекратить производство. Ведем переговоры, чтобы поставить на его место более модернизированную машину. Однако она появится не ранее чем через два года. Нужно понимать, что экономически целесообразный объем производства как минимум 50 000 автомобилей в год. А это возможно, когда внутренний рынок достигнет размера не менее чем 300 000 новых легковых автомобилей.

«Наш партнер, компания Chery, специально для нас разработал модель Riich G2 (презентованная в 2016-м, как новая модель Slavuta Nova, — прим. ред.). Создавали совместное предприятие, и китайцы хотели инвестировать. Предполагалось, что значительная часть продукции будет поставляться на рынки стран СНГ, в первую очередь в РФ. Время внесло коррективы в наши планы. После событий 2014 года представители Chery нам деликатно сказали, что стоит подождать с реализацией проекта до лучших времен».

«Разработка электробуса — это громко сказано. Есть только проект. На сегодня мы экспортируем небольшое количество городских автобусов А10. С учетом действующей во многих странах госпрограммы оказания финансовой помощи муниципалитетам городов по пополнению коммунальных автопарков электробусами наш автобус с электроприводом может быть конкурентоспособным. Ищем партнеров, с помощью которых возможно создать украинский электробус».

«Планируем развивать и наращивать автобусное производство. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В наших планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры. Это интересные проекты, поскольку это продукт собственной разработки, в нем много ручного труда, много добавочной стоимости. Объемы производства на первом этапе — до 100 единиц в год».

Об падении рынка и упадке завода

«Разве ЗАЗ был виноват в девальвации и падении рынка? Конечно нет. Перенесите сюда менеджмент Daimler, Nissan или любого другого мирового автопроизводителя  кто выдержит такие потрясения? Давайте пригласим выдающегося менеджера Илона Маска. Он через пару месяцев с ужасом уедет. Заметьте, никто и не берется. Потому что понимают, что это бесперспективно. Это зыбучие пески, которые вытягивают из тебя все: время, деньги, силы, надежды, эмоции. А ты не получаешь ничего, кроме головной боли, постоянных спасательных операций, наездов, обвинений, упреков и ненависти. Кто сознательно пойдет на такое?»

«Задолженность завода по кредитам — 3 млрд грн и $24 млн. На заводе работает всего 1350 человек, и то заняты они не полную неделю. За минувший год ЗАЗ произвел 1700 автомобилей и 2000 машинокомплектов для GM-Египет. Это ничтожно малые объемы. Но у ЗАЗа нет задолженностей по заработной плате, завод не должен поставщикам, не имеет долгов по коммунальным платежам и долгов перед бюджетом».

«Средняя зарплата на заводе в Запорожье — 12 500 грн»

О причинах содержания убыточного завода

«Конечно, можно просто все бросить. Но как бы высокопарно это ни звучало, если не будет промышленности, завтра и импорт некому будет покупать. Второе — там работают живые люди, в завод вложены большие инвестиции. Я до последнего верю, что власть к нам прислушается, начнет создавать инвестиционный климат и вести здоровую регуляторную политику рынка, как это делают во всем мире».

О том, что мешает продавать автомобили в Европу

«Европейцы защищают свой рынок. Для того чтобы выполнить требования техрегламента Евросоюза, в автомобили ЗАЗ нужно внести ряд технических изменений, что существенно увеличит их себестоимость. Кроме того, в Европе нельзя автомобиль, как конфеты, предложить супермаркету для продажи. Необходимо создавать торговую сеть. Это также требует больших затрат. И в целом выходить на европейский рынок с одной или двумя моделями одного и того же класса бесперспективно.

Не надо забывать, что существуют и лицензионные ограничения. Автомобили, которые сегодня может изготавливать ЗАЗ (Lanos,VidaиForza), производятся на основе лицензионных соглашений, где четко прописаны разрешенные территории продажи. Ни одной европейской страны в этих соглашениях нет.

Пока ищем покупателей нашей продукции в странах Африки и Азии. Несколько проще обстоит дело с автобусом. Это полностью наша собственная разработка, и у ЗАЗа на сегодня есть неплохие наработки в некоторых европейских странах и странах Африки по экспорту автобусов. По понятным причинам, заранее, до заключения контракта, никто об этом не говорит».

Запорожье ЗАЗ авто завод Lanos Васадзе
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Развлекательный центр, который расположен в Бердянске, по ул. Горького, 45 проверила специальная комиссия. Поводом для проверки стала жалоба родителей ребенка, который отдыхал в центре неделю назад и получил травму глаза.  По информации местного издания "ПроБердянск", решением исполкома была создана специальная комиссия, члены которой выявили ряд нарушений.  Отсутствие пожарного выхода, множество легковоспламеняющихся материалов, отсутствует инструктаж по...
Политика
Глава правительства Владимир Гройсман подписал распоряжение о "Реорганизации Запорожской государственной инженерной академии". Документ подписан 17 октября.  Об этом 061 сообщает с ссылкой на официальный документ.  "Согласиться с предложением Министерства образования и науки относительно реорганизации ЗГИА путем присоединения к Запорожскому национальному университету", - говорится в документе.  Кроме того, в документе акцентируется внимание на том, что сту...
Важно!
26 октября в Энергодаре пройдут учения, в ходе которых предстоит выяснить смогут ли слаженно и оперативно сработать местные власти, спасатели и профильные ведомства, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на Запорожской АЭС. В ходе учений необходимо будет отработать план эвакуации и готовность людей действовать в экстренных условиях. По информации пресс-службы АЭС,  19.10.2018 с 10.00 по 10.05 и 26.10.2018 с 09.35 по 09.40 будут включены сирены, по г...
Происшествия
Жители одного из домов, расположенного в частном секторе в Александровском районе Запорожья, по улице Кривая бухта, заявили что неизвестные люди пытаются захватить их дом. По словам пострадавших, их вещи были якобы выброшены, а окна и двери заварены металлически листами. Подробнее об этом можно прочесть в нашем материале Корреспонденты 061 попросили правоохранителей прокомментировать ситуацию. Как выяснилось, 12 лет назад семья купила часть дома в частном...
Общество
Железнодорожники говорят, что теперь транспорт не сможет попадать в технологическую зону - заезжать на тротуар. И мост не будет разрушаться.  Об этом 061 рассказали в пресс-службе Приднепровской железной дороги. Как мы ранее писали, мост находится на балансе Приднепровской ж/д и потому проведение ремонтных работ на данном объекте находится в их компетенции. «Сегодня специалисты регионального филиала ОАО «Укрзализныця» обустроили тросовое заграждение между...
История
История произошла летом 1961 года. Тогда, водителю-испытателю по фамилии Игошкин было поручено провести испытание «Запорожца» (с правым управлением) по маршруту Запорожье-Симферополь и обратно. Однако, из-за «личных дел», водитель отклонился от маршрута. Эта история описана в приказе №52 по конструкторско-экспериментальному отделу. Документ опубликовали в группе «Украинские автомобили», передает 061. Известно, что водитель сменил маршрут в районе села Крас...
Общество
Военнослужащий Мелитопольской воинской части А1736, которая дислоцируется в пгт Мирное, самовольно покинул расположение части. Бойца не было в части 25 дней. Об этом сообщает местное издание «РИА-Мелитополь». Как выяснилось, уважительных причин для совершения данного поступка у бойца не было. Дело направили в суд. В ходе судебного заседания он раскаялся в совершении поступка, ранее правонарушений он не совершал и является участником боевых действий. Суд пр...
Промо
Пришли домой, но нет сил готовить ужин? Собираетесь отдыхать с друзьями и не хотите заниматься кухней? Обожаете уличную еду, но нет времени выйти за бургером или шаурмой? Выход есть – заказать любимые блюда с доставкой домой или в офис. Сайт 061.ua подготовил для своих читателей обзор самых удобных и интересных сервисов по доставке еды в Запорожье. В нашем ТОПе – доставка суши, пиццы, блюд на мангале, шашлыка, шаурмы и даже – здорового питания! Доставка ед...
Культура
Директор Запорожского городского центра народного творчества и культурно-образовательной работы «Народный дом» Алина Ещенко претендует на должность директора КП «Туристического информационного центра». Ее декларация в статусе «кандидат на должность» опубликована на сайте НАПК. Отметим, туристический центр был открыт летом этого года. Новое КП находится на проспекте Соборном, 151 (это помещение бывшего книжного магазина «Современник»). Из городского бюджета...