Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената Александра Богуслаева

Каким парком общественного транспорта располагает сегодня Запорожье? Сколько «льготников» ежедневно перевозится в нашем городе, и какими видами транспорта они предпочитают пользоваться? Какие участки маршрутной сети Запорожья перегружены сверх меры, и как выйти из сложившейся ситуации? Ответы на эти, и многие другие вопросы искали и получили научные сотрудники кафедры «Транспортные технологии» Запорожского Национального Технического Университета. По заказу исполкома городского Совета Запорожья они провели комплексное исследование пассажирских потоков города Запорожье, и сейчас готовятся представить городским властям и общественности свои предложения по их оптимизации. Напомним, что проведение данных исследований проводилось в рамках долгосрочного проекта «Запорожье научное» под патронатом запорожского мецената Александра Богуслаева.

Известно, что от того, насколько эффективно и слаженно работает в городе общественный транспорт, напрямую зависит нормальное функционирование всей его инфраструктуры. Для Запорожья это актуально вдвойне, так как город расположен по обе стороны Днепра, имеет большую протяжённость и несколько густонаселённых «спальных» районов. Недостаточное количество мостов, снег и гололёд в зимнее время года, заторы в утренние и вечерние часы пик, низкое качество дорог – это лишь часть основных проблем, которые осложняют работу общественного транспорта. Для того, чтобы максимально сбалансировать его работу и предложить перспективный план его развития и было проведено комплексное исследование на базе кафедры транспортного факультета ЗНТУ.

Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената..., фото-1

- Транспортная сеть – кровеносная система любого города. Запорожье имеет достаточно разветвлённую маршрутную сеть общественного транспорта, которая нуждается в постоянном изучении и усовершенствовании, - рассказывает руководитель научного проекта, декан транспортного факультета ЗНТУ Алексей Феликсович Кузькин. – Последние комплексные исследования по данной тематике проводились ещё в 1990 году, во времена Советского Союза. Тогда инфраструктура Запорожья значительно отличалась от нынешней: полноценно работали все заводы на промплощадке, населения было значительно больше, а транспортный парк состоял исключительно из машин большой вместимости – автобусов, троллейбусов и трамваев. Сегодня в эксплуатации их осталось в несколько раз меньше, чем было раньше (44 троллейбуса и 55 трамваев).

Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената..., фото-2

По словам Алексея Кузькина, за годы независимости инфраструктура транспортных сообщений в городе кардинально изменилась. - Наша кафедра «Транспортные технологии» вплотную занялась данной проблематикой в 2003 году. Мы накапливали опыт, выявляли основные тенденции, - продолжил Алексей Феликсович. - А в феврале 2017 года нам удалось выиграть тендер в системе « ProZorro » и получить заказ от Запорожской мэрии на проведение комплексного исследования пассажиропотоков города. В тендере участвовали 6 организаций, в т.ч. из Киева и Харькова, но в итоге эту ответственную работу поручили запорожским учёным - нашим специалистам с кафедры «Транспортные технологии». Тогда же это исследование вошло в программу долгосрочного проекта «Запорожье научное», который инициировал запорожский меценат Александр Богуслаев. Этот человек – не просто известный бизнесмен: в своё время он обучался в нашем вузе, затем окончил Харьковский авиационный институт, где занялся наукой и стал кандидатом технических наук.

Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената..., фото-3

К участию в исследованиях было привлечено 12 преподавателей и почти 150 студентов вуза. Они в течение полугода собирали и обрабатывали статистические данные, определяя наиболее проблемные места маршрутной сети города. Мониторинг работы транспорта проводился с 6 до 22 часов во всех районах Запорожья, а затем полученные данные обрабатывались в компьютере при помощи специально разработанной программы. В результате выяснилось, что от общего количества перевозимых в день пассажиров (около 638 тысяч человек) 25% составляют так называемые «льготники», которые предпочитают ездить трамваями (69%) и троллейбусами (81%), и не очень жалуют автобусы (9%). Это и понятно - ведь в трамвае и троллейбусе может перевозиться неограниченное количество пассажиров, имеющих право на льготный проезд, чего нет в «маршрутках», где их количество регулирует сам перевозчик. Может быть поэтому городская власть в последнее время и пошла по пути постепенной замены на городских маршрутах юрких «Спринтеров» на полноценные автобусы (сегодня в городе автобусные перевозки осуществляют 833 «маршрутки» и всего131 автобус большой вместимости). Возможно, свою роль в принятии такого решения сыграли также повышенная аварийность «маршруток», наличие «на линии» неучтённых машин и не всегда добросовестная отчётность о количестве перевезенных «льготных» пассажиров.

Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената..., фото-4

Наверняка, полезной информацией для городского управления транспорта станут полученные исследователями данные о нагрузке отдельных участков маршрутной сети в утренние часы пик. Согласно подсчётам, самое большое количество пассажиров перемещаются с 6 до 9 утра из Космического микрорайона в центр города (3063 человека) и из Бородинского микрорайона через плотину ДнепроГЭС (2526 человек). Чуть меньше горожан в это время переезжают с «Песков» в центр (2112 человек) и с «Бабурки» к проспекту Металлургов (1950 человек). При этом «львиная доля» (75%) перевозок приходится опять-таки на те же маршрутки. К слову, на отдельных маршрутах водители «Спринтеров», при максимальном количестве посадочных мест от 18 до 22, умудрялись перевозить от 33 до 44 пассажиров! Конечно, пассажиры жертвуют своим комфортом и рискуют собственной жизнью добровольно, но и полиции не помешало бы более тщательно и ответственно исполнять свои функции, а не ожидать очередной аварии с человеческими жертвами.

Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената..., фото-5

- Тема пассажирских перевозок является эксклюзивной для нашего университета, - рассказывает первый проректор ЗНТУ, профессор, доктор экономических наук Владимир Геннадиевич Прушковский. - В Запорожье только мы имеем квалифицированных специалистов и соответственную научную базу по данной тематике. Хочу отметить, что эта работа осуществлялась в рамках проекта «Запорожье научное», который 2 года назад стартовал на одноименном форуме именно в нашем вузе. Тогда кандидат технических наук, меценат Александр Богуслаев подарил ЗНТУ для организации учебного процесса высокоточный металлообрабатывающий станок с числовым программным управлением. Этим он дал старт и показал пример эффективного сотрудничества серьезной науки и социально ответственного бизнеса, который может стать локомотивом позитивных перемен в развитии нашего города и всего Запорожского края.

Учёные ЗНТУ провели исследование городских пассажирских транспортных потоков в рамках проекта «Запорожье научное» под патронатом мецената..., фото-6
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии