Роман Акбаш: “Часть исторических объектов, которые я показывал на экскурсиях, уже не существуют. Другие - разрушаются”

Многие считают, что Запорожье - скучный индустриальный город, в котором только советские хрущевки да заводы. Роман Акбаш уже шестой год развенчивает этот стереотип. На своих экскурсиях он доказывает людям, что в Запорожье можно часами ходить по каждому кварталу, рассматривать здания и слушать их историю. Но если так пойдет и дальше, то вскоре все, что показывает Роман, останется только на фотографиях. К историческим объектам в нашем городе относятся по-варварски. Часть из них превращается в руины, другие - обшивают пластиком, завешивают кондиционерами и прячут за нелепыми рекламными вывесками. 

Об этом, а также о том, с чего начинались его “Прогулки по Запорожью”, 061 пообщался с Романом Акбашем.

- Роман, откуда ты столько знаешь о Запорожье?

- Я еще в школе начал этим интересоваться. У нас был краеведческий кружок, куда ходили, в основном, старшеклассники, я там был самый младший. Стало интересно, начал искать в библиотеках и на “развалах”  книги о Запорожье,  тщательно штудировал местную прессу прошлых лет, потом собирал старые фотографии города. Когда попадалась на глаза какое-то старое фото, хотелось подробнее узнать, что на нем. Искал информацию, спрашивал у старших людей, через интернет находил даже запорожцев, которые уже даже не живут в Украине, но помнят, что где раньше было. Теперь уже, зная мое увлечение, мне часто дарят какие-то книги о Запорожье, ретро-снимки, рассказывают истории. Поэтому я постоянно узнаю о городе что-то новое, это бесконечный процесс.

- Как возникла идея проводить экскурсии?

- Мне захотелось как-то систематизировать свои знания, и я начал вести блог. Потом мне помогли создать целый сайт - retro.zp.ua. Читатели периодически писали, что хорошо бы эти истории послушать вживую. В какой-то момент я подумал: “А почему бы и нет?”. Но все как-то и стеснялся, и не был уверен, что люди будут ходить на такие экскурсии. А потом решился, долго готовился, сделал объявление в Интернете и провел первую экскурсию, на которую пришли 12 человек. Это был июль 2011 года. С тех пор экскурсий было уже больше сотни. Точное количество не считал, но это трехзначное число.

- Какой у тебя был рекорд по количеству пришедших на экскурсию людей?

- Это была первая прогулка по Кайдацкой балке, она же в народе Партизанская. Тогда пришло 105 человек. Я когда это увидел, стало даже страшно. Мы гуляли больше 4-х часов, но к финишу у меня даже открылось второе дыхание и я предложил желающим в качестве бонуса пройтись еще по Верхней Хортице. И многие согласились.

- Сколько у тебя уже маршрутов сейчас?

- Около десяти. Но самая любимая - по Верхней Хортице, потому что это мой родной район, я там провел детство, а в зданиях, которые показываю, я учился.

- У тебя нет фиксированной цены за экскурсию, все платят “чаевые”, кто сколько посчитает нужным...

- Да, я как-то наткнулся в интернете на такую практику, популярную во многих странах мира. Подумал, что это интересно, и решил попробовать. Мне говорили, что у нас в Запорожье такое не прокатит, мол не такие люди у нас. Но опасения не подтвердились, люди активно дают “чаевые”, платят столько, насколько им позволяет семейный бюджет.

Те, кто собираются на мои прогулки  впервые часто спрашивают про стоимость и, заметил, очень удивляются, когда слышат: “Платите столько, насколько вам понравится”. Пока эта модель работает. Тем более, что моя главная цель - это не только заработать, а сделать так, чтобы люди любили наш город. Я часто слышу, что запорожцы любят, например,  Львов или Киев, а Запорожье ненавидят и хотят отсюда уехать. Признаюсь, очень приятно, что после своих экскурсий часто слышу: “Я посмотрел на Запорожье совсем другими глазами, оказывается у нас столько интересного!”.

- Если не секрет, какую самую крупную сумму “чаевых” тебе платил один человек за экскурсию?

- Сложно сказать, какая была самой крупной, но достаточно много людей дают и по 100 гривен. Я считаю, что для такого мероприятия и финансовой ситуации в стране, это хорошая сумма. Интересно, что мне несколько раз люди переводили деньги уже после экскурсии. Звонили на следующий день, извинялись, говорили, что им пришлось уйти раньше, но они все равно хотят отблагодарить, и просили номер карты. Это приятно, и вселяет веру в людей.

- Не надоедает рассказывать одно и то же столько раз?

- У меня же нет заученного текста, или какого-то точного сценария, который я каждый раз повторяю. Вся информация в голове, и частично - в блокнотах. Я всегда беру с собой блокнот, но я в него даже не заглядываю, просто не успеваю, настолько увлекаюсь рассказом. Поэтому каждая экскурсия - несколько другая, да и информация постоянно добавляется.

- Расскажи про свою новую экскурсию - автобусную.

- Когда прогулки были только пешие, обычно зимой я их не проводил. Два часа по морозу особо не походишь. В этом году решил провести автобусные экскурсии, чтобы не делать перерыв на целый сезон. К тому же, это позволили воплотить в жизнь давние задумки - теперь можно делать прогулку не просто по одному району, а посещать во время одной экскурсии объекты, разбросанные по всему городу. Т.к. для этого нужно нанимать автобус, было опасение, что не удастся собрать нужное количество людей, чтобы окупить затраты. Но, постучу по дереву, пока у меня аншлаги - желающих больше, чем мест в автобусе.

Но есть сложности - оказывается, у нас в Запорожье не так-то просто найти автобус, в котором были бы работающие DVD и телевизор, а мне это нужно, чтобы показывать во время движения фото и видео. Например, на экскурсии, посвященной фильмам, которые снимались в Запорожье, я показываю отрывки из этих фильмов, пока мы едем к месту, где они снимались. Иногда бывают интересные перевоплощения, к примеру одна из школ в одной кинолент сыграла роль роддома, другая - стала заводоуправлением. А общественный туалет на Верхней Хортице в фильме о войне замаскировали немецкими транспарантами, чтобы его не было видно. Конечно, лучше в таких случаях сначала показать людям кадр из фильма, а потом привезти на это место.

Так вот, прошлый раз чуть не вышел конфуз - в заказанном автобусе плеер не читал файлы, которые у меня были на флешках. К счастью, я подстраховался и взял с собой ноутбук, это спасло ситуацию. Но даже такие случаи - бесценный опыт, из них делаешь выводы и в итоге делаешь свои мероприятия лучше.

-  Еще я читала, что при организации автобусной экскурсии ты столкнулся с тем, что люди бронируют места, а потом не приходят…

- Да, это был неприятный опыт. Я склонен верить в лучшие качества людей, поэтому не было мысли брать предоплату. На первую экскурсию записались 30 человек, в итоге пришли только 18. В итоге люди, которые действительно хотели и могли, не попали на экскурсию, потому что места были забронированы. Благо, что еще хватило денег, чтобы заплатить за аренду автобуса. После этого я вынужден брать предоплату, людей это дисциплинирует.

- Часто слышу такую мысль, что в Запорожье некуда повести гостей города. Можешь назвать несколько красивых мест, которые стоит показать приезжим?

- Номер один - это конечно остров Хортица, там отличные виды.  К тому же у каждой балки, у каждой скалы есть своя легенда.  Только по Хортице можно разработать десяток, а то и больше экскурсионных маршрутов.

Если есть время и не пугает дорога, то надо посетить Верхнюю Хортицу. Это район улицы Розенталь, из города туда можно доехать на 76 маршрутке. Это не слишком популярное, но удивительное место - там красивейшие старинные здания: например замок Вальмана или школа для девочек-меннониток.

Также посоветовал бы сходить в музей ретро-техники “Фаэтон”и музей истории оружия. Это два уникальных частных музея, которые впечатляют всех - сужу не только по себе, но и по впечатлениям гостей города.

Еще, если смотреть в районе ж\д-вокзала, то там также есть старые меннонитские зданий, та же мельница Нибура впечатляет многих, кто первый раз ее видит. Любителям старины стоит посетить старую часть города. Соцгород тоже очень интересен - такой себе компактный архитектурный заповедник конструктивизма и архитектуры сталинской эпохи . Ну и конечно же ДнепроГЭС - наряду с Хортицей  он одна из главных достопримечательностей города.

А если просто прогуляться, то мне в этом плане нравится Правый берег, в районе бульвара Винтера, Полукруга. Есть что-то в этом месте, особенно в теплое время года, очень зеленый район и там чувствуешь себя как-то уютно.

Для экстремалов - Арочный мост может быть привлекателен тем, что там занимаются роуп-джампингом. У нас в стране совсем мало таких мест.

Кроме того, думаю, у нас можно было бы развивать промышленный туризм. Заводам надо бы об этом подумать - это и им дополнительные доходы, и городу хорошо. Раз уж нам досталось столько заводов, то почему бы не сделать это своеобразной “фишкой” и пользоваться этим? У промышленного туризма есть большое количество поклонников.

Если бы город об этом задумался, он мог бы вырученные деньги пускать на какие-то экологические проекты.

- Ты не думал книгу написать?

- Есть такие мысли. Сейчас я задумался над тем, чтобы все это сделать основным родом своей деятельности: проводить экскурсии, делать сувениры, писать путеводители и книги о любимом городе. Кстати,  уже начал делать магнитики, которые дарю участникам экскурсий. Хочу поделиться с людьми своей любовью к нашему городу. Я понимаю, почему Запорожье можно не любить, но хочу, чтобы люди понимали, что есть и причины, чтобы любить его и относиться к нему с бОльшим уважением.

- Уважение должно проявляться и в том, чтобы беречь то, что в городе есть…

- Вот кстати да, я уже шестой год провожу экскурсии и заметил, что те исторические здания, которые я показываю людям, мягко говоря, лучше не становятся. Власть декларирует, что хочет развивать в Запорожье туризм, а на деле об исторических объектах вообще никто не заботится. Даже больше скажу - часть объектов, которые я показывал на экскурсиях, уже не существуют.

- Например?

- Например, внизу улицы Троицкой на двери дореволюционного дома был старинный звоночек, в виде ключика, а по окружности была надпись “Прошу повернуть”. Интересно было на экскурсиях людям показывать. А во время одной из прогулок мы подошли к двери, а его уже нет - кто-то выломал или вырезал.

А в одном из дворов Старого города была старая кованая металлическая лестница. На каждой ступеньке было написано название завода-производителя - это старого александровский завод Кацина. К сожалению, владелец этого здания посчитал, что надо ее просто спилить. Не знаю, где она сейчас находится, может ее на металлолом сдали.

Замок Вальмана уже в очень аварийном состоянии. Если еще несколько лет назад я на него смотрел и понимал, что ему не мешал бы ремонт, то сейчас с него уже отваливаются кирпичи, сыпятся углы. Там уже на крыше дерево проросло, и никто с этим ничего не делает. В один день мы можем прийти туда с экскурсией и увидеть руины, например. Хотелось бы, чтобы о таких зданиях беспокоились. Но ремонтировать тоже нужно с умом, чтобы ремонт не навредил зданию, как это часто у нас бывает.

Некоторые исторические здания просто теряют свой облик - их штукатурят, перекрашивают. Весь Соцгород сейчас в пластиковых окнах, надстроенных балконах, кондиционерах, спутниковых тарелках, пристройках.  Это настоящее варварство. Но с этим никак не борются. В том же Львове ты не можешь просто так взять и в памятнике архитектуры поставить пластиковые окна. А у нас можно всё. И это очень грустно. Хотелось бы, чтобы чиновники это прочитали и что-то сделали.

- Ну и последний вопрос, который, если я не спрошу, обязательно зададут в комментариях. Возобновятся ли на нашем сайте твои виртуальные “Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем”?

- Думаю, что да. Возможно, я немного изменю формат. Но наметки по темам для следующих выпусков уже есть - пока еще есть где виртуально прогуляться, главное найти на это время.

Беседовала Татьяна Гонченко, фото Славы Чиженка

Акбаш прогулки экскурсии Запорожье история
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Новости компаний
Сегодня водонепроницаемые часы пользуются огромным спросом. Такой аксессуар отлично подойдет в качестве подарка близким и друзьям. Водонепроницаемые часы радуют надежностью и долговечностью, они не ломаются в экстремальных условиях. Приобрести водонепроницаемые часы высокого качества можно в специализированном интернет-магазине Бест-Тайм. В электронном каталоге собраны лучшие современные часы на любой вкус. Кому подойдут водонепроницаемые часы Стоит отмети...
Общество
Депутат Запорожского районного совета Игорь Цяпа купил «RENAULT DUSTER» 2017 года выпуска. Согласно договору купли-продажи авто было куплено за 545 тысяч гривен 12 января этого года. Однако в его декларации покупка не отражена. Больше того, оперативники Управления защиты экономики в Запорожской области, не увидели в декларации и полмиллиона, которые были потрачены на автомобиль. «Можливо депутату хтось на Новий рік подарував кругленьку суму або у Різдво ві...
Общество
Карта основных объектов ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения, которые реализуются в Запорожской области в этом году составлена специалистами «Укравтодора». На ней отмечены пять строительных площадок, работы завершены пока только на одной. Соответствующая информация опубликована на сайте ОГА. Отметкой «завершено» обозначен участок трассы Н-08 Борисполь — Днепр — Запорожье (через Кременчуг) — Мариу...
Происшествия
В воскресенье, 21 октября, в Запорожье для проведения «Яркой гонки» перекроют движение на Набережной, проспекте и бульваре Шевченко. Об этом сообщают на сайте мэрии. «Яркая гонка» – это спортивное мероприятие для велолюбителей, направленное на популяризацию здорового образа жизни. Для проведения спортивного мероприятия с 9:45 до 10:10 перекроют движение на пересечении проспекта Соборного и бульвара Шевченко. С 9:45 до 10:30 перекроют движение транспорта на...
Происшествия
В Васильевском районе задержали группу лиц, которые занимались незаконной вырубкой лесопосадки. Об этом сообщают в областном управлении полиции. Полицейские изъяли транспорт с загруженной древесиной и задокументировали нарушение. Чтобы избежать уголовной ответственности и вернуть изъятое имущество «лесорубы» решили откупиться. Двое 30-летних жителей села Маячка, которых задержали на горячем, предложили подполковнику Днепрорудненского райотдела полиции зане...
Новости компаний
18 октября 2018 года Запорожье с рабочим визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Украине Мартин Хагстрем. Дипломат ознакомился с ходом экологической реконструкции предприятия. Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Украине Мартин Хагстрем проявил особый интерес к комплексной программе экологической модернизации «Запорожстали». Он посетил современную диспетчерскую комбината, ознакомился с работой системы визуализ...
Происшествия
Сегодня, 19 октября, в Шевченковском районе Запорожья столкнулись мотоцикл и легковое авто. Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции. ДТП случилось на перекрестке улицы Красной и проспекта Моторостроителей. 37-летний водитель мотоцикла Yamaha проехал перекресток на запрещающий красный сигнал светофора, из-за чего и столкнулся с ЗАЗ Daewoo, а затем зацепил припаркованный Mercedes-Benz Sprinter. На место происшествия вызвали медиков скорой помощи....
Общество
061 поводит итоги четверга, 18 октября, в Запорожье и области В Запорожской области депутат горсовета не мог подать декларацию о доходах из-за того, что "был очень занят". Также вчера было продолжение дела депутата Гришина против 061: адвокат депутата все еще запрашивает владельца домена, хотя он известен. В Запорожье провели акцию, посвященную противодействию торговле людьми. Мэр Бердянска считает, что база ВМС не навредит курортному сезону. Тем временем...
Бизнес
В четверг, 18 октября, FAA - Федеральное авиационное управление США - сообщило, что позволит американским авиакомпаниям и их компаниям-партнерам снова летать из трех украинских аэропортов и в некоторые части Черного моря, объяснив, что ситуация там безопасная. Об этом сообщило агентство Reuters. В апреля 2014 года после падения МН17 Федеральное авиационное управление рекомендовало своим авиакомпаниям не летать над Крымом и зонами военного конфликта в Украи...