
Студенческое общежитие, в которое попал «Шахед», в ожидании восстановления: что рассказывают жители и руководство ЗНУ
Жители общежития Запорожского национального университета, в который 25 ноября попал вражеский "Шахед", до сих пор не оправились от пережитого в ту ночь. Вокруг поврежденного здания куча разбитого стекла, часть выбитых окон временно пришлось закрыть листами ОСБ, крыльцо общежития подпирают две деревянные сваи, а на одном из "ребер" здания - черное от гари огромное пятно, нет утепления и отсутствует часть кирпичной стены. Именно сюда влетел вражеский дрон.

На балконе общежития замечаем людей, убирающих последствия атаки. Спрашиваем у администрации университета разрешения и заходим внутрь.
"Идти придется пешком, потому что в этом "крыле" здания не работает лифт", - говорит проректор Сергей Кушнир.

"Это после прилета?", - спрашиваю.
"Да. Плюс еще не известно, что с плитами перекрытия в районе седьмого этажа, там, где было попадание", - отвечает.
Вместе с ним поднимаемся на седьмой этаж. Часть стеклопакетов выдержала удар, некоторые – разбили. На седьмом этаже нет света, чтобы разглядеть изуродованные комнаты приходится включать фонарик. С фонарем приходится убирать и работницы общежития. Женщина говорит, что уже несколько дней убирают строительный мусор, но работы еще много.
На одном из верхних этажей отчетливо ощущается запах гари. Он едок настолько, будто пожар был потушен не неделю назад, а буквально перед нашим приходом. Здесь все черное.
"Слава Богу, в этом блоке никого не было и этажом ниже также не было. Никто не жил здесь, к счастью", - говорит Сергей.
Он объясняет, что в первые дни после атаки, убирать мусор и ликвидировать последствия помогали жители Гуляйпольской общины, которые и живут в этом общежитии.
"Это были рабочие руки. Здесь проживают переселенцы, студенты и их семьи. Они первые пришли на помощь. Город предоставил письма ОСБ, фонд "Подснежник" также помог. Благодарим их мы сейчас все имеем, зашиваем все. Ущерба много и собственными силами мы все вопросы не закроем. Но мы стараемся максимально быстро удерживать на них и следовать за ними холодная, чтобы было тепло”, – говорит он.
Кроме поврежденной лифтовой кабины, в этом общежитии есть проблемы с отоплением. Ведь в результате удара "Шахеда" разорвало трубы и повредило батареи. Относительно выбитого куска стены ее состояние должны исследовать специалисты.
"Ожидаем экспертную организацию, которая должна обследовать это место, потому что надо понимать нет ли там смещения плит перекрытия, есть ли угроза, или нужное укрепление", - объясняет он.
Буквально в нескольких метрах от изуродованной части здания замечаем строительную люльку. Оказывается, здесь должен был появиться мурал. Известный муралист Александр Корбан планировал начать работу по его созданию утром 26 ноября.
"Александр был шокирован. Подготовительные работы были сделаны. Утром он должен был приступать к работе. Планировалось, что здание украсит мурал с изображением парня и девушки, которые являются студентами", - говорит проректор.
Этот проект пока пришлось поставить на паузу.
Он добавляет, что после проведения всех экспертиз и определения фронта работ, здание будут пытаться восстановить в том же стиле, каким оно было до атаки.
Жители общежития, несмотря на атаку, отсюда уезжать не планируют. Говорят, что это их новый временный дом. Знакомимся с одной из жительниц - Наталией. Она работает вахтершей во втором корпусе ЗНУ. Была на работе и в ночь, когда произошла атака.
"Была как раз в ночную смену. Было очень страшно, хлопнуло сильно", - рассказывает женщина.
С ней говорим на кухне ее блока.

Наталья родом из Гуляйполя. Живёт здесь с сентября 2024 года.
"Дома ничего хорошего уже нет. Дома почти не осталось. Первый год еще держались, а с 2023-го, с мая - прилетело один раз, а через месяц - второй. Жить там негде. Уехали, здесь мне работу предложили. Я уже на пенсии была, но сейчас без работы нельзя." Трудно, но стараюсь.
Она вспоминает, что в ту смену, когда произошел прилет, спустилась в укрытие. Говорит, что взрыв был настолько мощный, что сразу поняла - прилетело где-то рядом.
"Позвонила сюда девушкам, они сказали, что общежитие затряслось", - рассказывает.
На вопрос, всегда ли она спускается в укрытие, женщина отвечает честно:
"Когда читаю, что летит где-то на наш район, то иду в укрытие".
Наталья никуда дальше ехать не собирается. Говорит, что, несмотря на неутешительные новости о ситуации вокруг Гуляйполя, верит, что сможет когда-нибудь вернуться домой. Хотя и понимает, что возвращаться фактически некуда.
"Нет дома, кто мне поможет все отстроить? У нас вообще нет ни одного целого дома в городе...", - говорит она.
Наталья показывает свою комнату, предлагает отведать свежий борщ. Она говорит, что по жизни всегда пытается придерживаться оптимистической ноты и сейчас так же. Обнимаемся, но не прощаемся.
Кроме общежитий в результате атаки 25 ноября было повреждено студенческое кафе "Татьянин день" и один из учебных корпусов.