• Главная
  • Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий
11:58, 23 мая

Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий

Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий

Война не только разрушает города и судьбы, она уничтожает память. В прифронтовых громадах Запорожской области под обстрелами оказались музеи, архивы, артефакты — все, что сохраняет историю и идентичность. Но благодаря работе сотрудников Запорожского областного краеведческого музея, неравнодушным историкам и волонтерам часть этого наследия удалось спасти. Мы узнавали, как проходила эвакуация музейных экспонатов из-под обстрелов, что не удалось спасти и что делают в Запорожье для сохранения культурной памяти региона.

Как музейные сотрудники сохраняют культурное достояние в Запорожье

Начало великой войны застало всех врасплох. Но 24 февраля 2022 года, вспоминают теперь уже в единственном в регионе областном краеведческом музее имени Якова Новицкого, все пришли на работу. Совещание. Быстрое решение – разбирать витрины и спасать самое ценное. Сотрудники музея, работая в тяжелых условиях, немедленно собрали самые ценные экспонаты: археологические находки, драгоценные металлы, сокровища казацкого периода и другие редкие объекты государственного музейного фонда.

«Зал АТО – разобрали полностью. Это были вещи наших ребят. Археология почти вся эвакуирована. Драгметаллы, скифское и сарматское золото — первыми. Потом вышиванки, документы, старые газеты. В общей сложности собрали почти 20 тысяч экспонатов», — рассказывает и.о. директора музея Виктория Водопьян.

Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий, фото-1

Процесс эвакуации проходил в три этапа. Первая очередь пришлась на конец февраля — начало марта 2022 года и была посвящена полной эвакуации зала, где хранились экспонаты, входящие в музейный фонд, в частности предметы, связанные с боевыми действиями и историей АТО. Затем специальная комиссия, в состав которой вошли все сотрудники музея (научные работники, заведующие, технический персонал), определила приоритеты: драгоценные металлы, археологические находки, «скифское» и «сарматское» золото, а также другие ценные предметы из сейфовых помещений были направлены в новое место хранения при условиях максимальной безопасности, поскольку эти объекты имели наивысшую культурную и историческую ценность. Позже были эвакуированы определённые документы, газеты, фотографии, документы Старого Александровска и другие объекты, составляющие историю региона.

Эвакуация вслепую: как спасали историю Гуляйпольской и Ореховой громад

Из Гуляйполя экспонаты вывозили трижды: в апреле 2022 и дважды в августе 2024 года. Проблема – человеческий фактор. Все штатные работники местного музея уехали за границу. Принимали экспонаты работники централизованной бухгалтерии заведений культуры Гуляйпольской ОТГ. Но для того, чтобы их смогли официально принять на баланс, должны быть подписаны соответствующие акты именно от местных музейных работников, а пока в хранилище разместили огромные коробки с неизвестным содержимым.

Хранительница фондов Ореховского краеведческого музея Светлана Коноваленко успела сделать все как положено – сфотографировала, приготовила список и передала экспонаты. Из Орехова более 2 тысяч экспонатов помогали эвакуировать волонтеры и военные. Благодаря их работе удалось отчасти сохранить документальное наследие города.

Первыми вывезли из Гуляйполя документы, книги и иконы. Мы приняли это. В августе 2024 года вывозили буквально все, что влезало в транспорт. Гуляйпольский музей через несколько дней после последней эвакуации был уничтожен. Успели вывезти только то, что вмещалось в два автомобиля. Но крупногабаритное – пяльцы, сундуки, мебель – осталось там. Их спасти не удалось», — объясняет директорка музея Виктория Водопьян.

Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий, фото-5

За время полномасштабного вторжения запорожские историки спасли из-под обстрелов сотни исторических памяток, среди которых многочисленные семейные архивы, документы, старинная мебель и немало уникальных ценных вещей. Одним из тех, кто занимается спасением культурных ценностей, является краевед, историк, председатель ОО "Гуляйпільські старожитності" Сергей Звилинский. Сам проживал в Гуляйполе и говорит, что первые недели войны вместе с коллегами вывезли архив своей организации, а также материалы из музея, который создали в Гуляйполе и должны были открыть в 2022 году.

«Надо разграничивать эвакуацию коммунальных или государственных официальных учреждений, составляющих музейный фонд и эвакуацию всего, что не является составной частью музейного фонда.

Эвакуация музейного фонда — это не просто приехал в громаду, забрал и вывез. Есть некоторые процедуры. Никаких стратегий обращения с наследием до полномасштабного вторжения у нас не было. Бердянский, Мариупольский, Мелитопольский музеи, вся оккупированная часть и прифронтовые громады — тому подтверждение», — рассказывает историк.

Не было инструкций, механизмов эвакуации, не определены ответственные лица, не сразу поняли, куда вывозить и кто это должен делать.

«Мы, общественные деятели, краеведы, не включались, потому что если бы мы начали вывозить какой-то официальный музей, то против нас открыли бы условно 15 уголовных дел. Итак, все на совести ответственных лиц – начиная с Министерства и заканчивая директорами музеев. Вопросы к ним. Мы вывозили все, что не касается официального понятия музейного фонда – это локальные музеи. Там не хуже материалы, чем в районных краеведческих музеях и это действительно уникальные собрания. В каждой деревне такое есть», — комментирует Сергей.

Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий, фото-10

Такие музеи они были эвакуированы с 2022 года. Все, что могли, сканировали, оцифровывали, хранили.

Историк вспоминает, как враг уничтожил одну из школ в селе Полтавка (близ села Малиновка). Спасти не удалось ничего из тамошнего музея.

«Школа уничтожена, все собрания погибли. Вообще ничего не удалось вывезти. Очень быстро подошли российские войска, там шли бои», — объясняет наш собеседник.

А вот из села Омельник Преображенской громады была спасена уникальная огромная коллекция одежды 19-20 века, среди которых есть много вышиванок. По словам Сергея, после вражеского прилета в школу музей завалился.

«Чудом нам удалось вывезти коллекцию», — говорит Сергей Звилинский.

Из гуляйпольской типографии изъяли и вывезли подшивки газет, выходивших с 1940 года. Многие газеты только в единственном экземпляре.

Музей-хранилище: условия, в которых хранятся эвакуированные сокровища

Все спасенные коллекции из прифронтовых музеев теперь в фондохранилищах Запорожского областного краеведческого музея контролируют влажность, температуру и климат-контроль. По словам директора Виктории Водопьян, пока большинство экспонатов хранятся должным образом.

«Все музейные предметы нуждаются в специальном хранении. На это мы уже имеем необходимые условия и оборудование  — осушители, увлажнители, также есть упаковочные материалы. Волонтеры, помогавшие вывозить Орехов, они с собой давали упаковочные материалы и ящики. Я не могу сказать, вывезли ли мы что-нибудь самое главное, поскольку каждая единица основного музейного фонда того или иного музея является государственным музейным фондом Украины. Очевидно, что самое ценное с практической точки зрения — драгоценные металлы, археология и редкие предметы»,  — объясняют в краеведческом музее.

Часть необходимых материалов для хранения получили от иностранных доноров, часть закупили благодаря помощи министерства и волонтеров. В областном краеведческом музее сейчас работают в режиме максимальной мобилизации. Но за все это платят главным ресурсом – человеческим.

«После 2022 года мы потеряли 15 из 55 человек. Часть уже удалось восстановить. Молодежь не хочет работать за минимальную заработную плату. Даже директор музея имеет оклад только немногим более 10 тысяч гривен. Это проблема всех музеев. А работа в фондах – это не просто "поставить крестик", как раньше. Это полная цифровая инвентаризация: съемка, маркировка, сверка с документами, занесение в электронную базу», — отмечают в музее

Сегодня в фондах – 25 групп хранения. Одна из них временная: здесь хранятся предметы из Орехова, Гуляйполя, Токмака и Вольнянска. Четыре группы еще ждут полного учета. Это почти полная сверка с нуля.

Как оцифровывают музейные экспонаты на случай худшего

Процесс сверки коллекций и их оцифровка также оказался очень длительным. Сотрудники музея использовали фотоаппараты и специальные сканеры для снятия изображений, документирования состояния экспонатов и внесения данных в цифровой реестр. Однако из-за нехватки человеческих ресурсов этот процесс остается вызовом для заведения.

С 2014 года музей фотографирует основные книги поступлений. С 2022-го – полная цифровизация. Оцифровывают экспонаты в рамках работы по инвентаризации материально-технических ценностей, но этот процесс включает гораздо более серьезную работу, включающую сверку, потому что есть записи и старые, и новые поступления — что-то издавалось в экспозицию, что-то нет. Экспонаты, связанные с природой, они требуют ухода, могут оказаться непригодными. Этот процесс является задачей со звездочкой, хотя бы потому, что в краеведческом музее учитывается около 150 тысяч экспонатов.

«Сначала мы фотографировали основные книги поступления, а затем отправляли это на департамент и министерство культуры. Основная фондовая книга – это такой документ, где перечисляются все экспонаты, музейные предметы, которые у нас есть. Начиная с 2022 года мы начали по-другому работать. Это не просто оцифровка, а полное сверка наших фондовых коллекций. Это процесс очень длительный, потому что сотрудники берут эту основную книгу поступлений, фотоаппарат и по одному сверяют все предметы, маркируют должным образом и заносят все это в электронный формат», — объясняют сотрудники музея. 

Чтобы понять масштабы, достаточно посмотреть хотя бы четыре зала археологии. В них насчитывается около 4,5 тысячи экспонатов. На сверку и оцифровку каждого предмета ушло три месяца.

«Этим занимаются сейчас 4 сотрудника отдела фондов и 1-2 сотрудника из других отделов. Два раза в квартал мы проводим фондозакупочную комиссию, когда наши сотрудники сдают то, что принесли или подарили нам горожане, или то, что мы сами нашли. Это действительно очень долгий процесс, потому что кроме того, что нужно сесть и все сфотографировали, необходимо внести все описания и таблички в компьютер», — говорит Виктория Водопьян.

Также официально действует Государственный музейный реестр. Музейные сотрудники из Запорожья уже начали туда вносить свои экспонаты. Но он пока недоступен для общественности, а доступ есть только для музейщиков. В будущем планируется создать открытый каталог самого ценного.

«Мы настаиваем: нужно облачное хранилище и отдельная защищенная программа для ведения фондов. Пока все вручную», — говорят работники краеведческого музея.

Наиболее полностью оцифрованные группы – деньги, ордена и медали. Но каждый день поступают новые экспонаты от горожан, нуждающихся в учете, описании, сохранении.

Современный государственный музейный реестр, который находится в тестовом режиме, должен стать важным инструментом для документирования и сохранения наследия.

Вызовы и сохранение культурного наследия

В музее признаются: мечтают не об экспозициях, а хотя бы о защите и сохранности музейных экспонатов. Несколько раз музей был поврежден в результате вражеских обстрелов, особенно пострадали окна.

«Я не знаю, как в последний раз мы выжили. Повезло, что у нас со двора все окна закрыты OSB. Я боюсь считать, сколько стоит новое стекло и дверь. Мы их не устанавливаем, потому что нет смысла, если не закрывать защитными плитами».

Планы на возвращение коллекций в прифронтовые города пока откладываются. Сейчас в музее готовятся к очередной эвакуационной волне.

Мы уже выделили самые ценные группы, которые готовы эвакуировать при угрозе. Но это решение будет приниматься с министерством и областными властями. Просто "упаковали и уехали" — здесь не работает», — объясняют музейные работники

Эвакуация музейных экспонатов: как музейные сотрудники и историки сохраняют наследство с прифронтовых территорий, фото-48

Историк Сергей Звелинский объясняет, что вывезти это один день, а обеспечить сохранность – это главный вопрос.

«Я не могу у себя в квартире это хранить, хранилища и склады должны быть. Слава Богу, у нас в Запорожье было где хранить: «Каритас» предоставил склады, Запорожский национальный университет», – добавляет Звелинский.

Он также рассказывает, что эвакуируют с прифронтовых территорий и семейные архивы и пытаются максимально идентифицировать людей, которые есть на фото или упомянуты в документах.

«Если кто-то не понимает, зачем мы это делаем, тогда можно сказать: а зачем нам вообще наша история? – разъясняет собеседник. — Ведь каждое село уникально по-своему, уникально теми людьми, которые его заселяли. История и культура состоят именно из локальных вещей. Если мы не будем знать локальную историю, то как можно составить цельную картину? Уничтожение культуры – это одна из составляющих уничтожения государственности, народа. Именно это в свое время делала советская власть. Затирание локальных культурных идентичностей делается для того, чтобы потом можно было сказать, что здесь условно юг России и здесь только русскоязычные люди. А ведь на самом деле есть локальные культуры — и они являются частью общеукраинской идентичности. Соответственно, все, что мы вывозим, есть материальные источники этих локальных культур: начиная с фото, заканчивая вышиванки, сундуками и т.д. Мы записываем комментарии, устные истории. Мы не просто забираем вещи и складываем их где-нибудь. Мы изучаем историю семей, формируем фонды и на их основе исследуем региональные исторические и культурные особенности. Мы стараемся рассказывать о деревнях — как они заселялись, кто там жил».

Он говорит, что процесс эвакуации экспонатов очень сложен. Если в 2022 году можно было выезжать на «бусике», то сейчас это слишком рискованно, потому что дроны постоянно охотятся за автомобилями, артиллерия работает.

Звилинский говорит, что сейчас важно организовать различные выставки, показывать быт, обычаи и культуру проживавших здесь украинцев. Иначе у нас не будет материалов для будущих исследований.

Эта публикация была подготовлена ​​в рамках проекта «Усиление устойчивости медиа в Украине», реализуемого Фондом Ирондель (Швейцария) и IRMI, Институтом региональной печати и информации (Украина). Финансируется Фондом "Швейцарская солидарность" (Swiss Solidarity). Высказанные взоры являются только взорами авторов и не непременно отражают позицию ФОНДА ИРОНДЕЛЬ либо IRMI.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#культурное наследие #музеи #артефакты #история #эвакуация #фондовые коллекции #Гуляйполе #Орехов
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления