26 декабря Днепровский районный суд Запорожья заочно вынес приговор двум бывшим украинским полицейским – Дмитрию Дацеву и Александру Дедушеву. Их признали виновными в жестоком обращении с гражданским населением на временно оккупированной территории Запорожской области.
Судебное разбирательство проходило в закрытом режиме для безопасности участников процесса. Из приговора, обнародованного в судебном реестре, известно, что по свидетельству потерпевшего, его во время пыток заставляли копать себе могилу под угрозой физического насилия.
Что известно об обвиняемых и обстоятельствах преступления
35-летний Дмитрий Дацев до полномасштабного вторжения работал инспектором сектора реагирования патрульной полиции в Акимовском районе в звании старшего лейтенанта. 33-летний Александр Дедушев был сначала старшим дознавателем, а затем занимал должности в уголовном розыске в звании капитана в отделении полиции непосредственно в Акимовке. Как говорит следствие, весной 2022 года оба отказались эвакуироваться на подконтрольную Украине территорию и добровольно пошли работать в незаконные «правоохранительные органы», созданные оккупантами в Акимовке.
Дацев вступил в так называемое «Акимовское управление МВД в Запорожской области», где нес службу в составе патрульно-постовой службы. Дедушев получил должность заместителя по криминальной полиции оккупационного Акимовского управления.
По версии следствия, 27 мая 2022 года в одном из оккупированных сел Мелитопольского района Дацев и Дедушев вместе с неустановленными представителями вооруженных формирований РФ ворвались в частный дом местного жителя Д., который занимался предпринимательской деятельностью и был волонтером еще с 2015 года в зоне проведения Антитеррористической операции. После оккупации поселка мужчина помогал пожилым людям, оказавшимся в затруднительном положении и развозил им продукты и дрова.
Следствие говорит, что обвиняемые требовали от мужчины отказаться от волонтерской деятельности и дать лжесвидетельства против знакомых, которые не хотят сотрудничать с оккупационными властями. После того как мужчина отказался от этих показаний, под видом «обыска» Дедушев и Дашев применили к потерпевшему физическое и психологическое насилие. Его избивали прикладом автомата, а затем незаконно удерживали в гараже. Здесь его продолжали избивать кулаками, угрожали убийством, вставляли в рот пистолет, демонстрировали гранату и угрожали сфабриковать уголовное дело за незаконное обращение с оружием. На этом пытки не завершились, пострадавшего в кузове авто отвезли на Молочный лиман, где заставили входить в холодную воду под выстрелы из автоматического огнестрельного оружия. После этого мужчину перевезли в Шелюговское лесничество, где заставили копать себе яму, имитируя подготовку к смертной казни. После этого всего обвиняемые требовали деньги - 500 долларов и 500 евро (на тот момент эквивалент около 30 тысяч гривен) за освобождение. После получения денег мужчину отпустили.
Действия обвиняемых квалифицировали как военное преступление - жестокое обращение с гражданским населением, незаконное лишение свободы и вымогательства, совершенные по предварительному сговору группой лиц (ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 438 УК Украины).
Что известно о позиции прокуратуры и адвокатов потерпевшего
Дело суд рассматривал в закрытом режиме. Это было обусловлено ходатайствомадвоката потерпевшего в связи с защитой безопасности его и свидетелей, имеющих родственников и близких на временно оккупированной территории. Кроме того, при рассмотрении исследовались детальные обстоятельства пыток, незаконного лишения свободы, методы психологического давления, маршруты передвижения и другие сведения, разглашение которых могло бы навредить безопасности участников процесса или могло быть использовано оккупационными структурами.
Суд пришел к выводу, что открытое рассмотрение в этом случае создавало бы риски для жизни и здоровья лиц, давших обличительные показания.
Прокуратура настаивала на доказанности вины обоих обвиняемых. Потерпевший мужчина был гражданским лицом, находившимся под защитой Женевских конвенций, а обвиняемые действовали как представители незаконных сил оккупационных властей. Сторона обвинения ссылалась на нарушение норм международного гуманитарного права, а именно Женевских конвенций и Дополнительного протокола I 1977, ратифицированных Украиной. В ходе происходящего в Украине международного вооруженного конфликта гражданские лица, не участвующие в боевых действиях, находятся под защитой этих конвенций. Так, запрещено какое-либо насилие в отношении защищенных лиц, их незаконное лишение свободы, пытки и бесчеловечное обращение и вымогательство имущества. Именно эти нормы, по мнению прокуратуры, нарушили Дацев и Дедушев, действуя как представители оккупационных «властей».
Прокурор по делу Ольга Арутюнян объяснила, что действия обвиняемых были квалифицированы именно как военное преступление, учитывая обстоятельства их совершения.
По ее словам, в ходе судебного разбирательства была установлена непосредственная связь действий Дацева и Дедушева с военным положением и вооруженной агрессией РФ.