В Коммунарском районном суде Запорожья началось рассмотрение дела о нарушении законов и обычаев войны на временно оккупированной территории Запорожской области. На заседании 28 октября прокурор объявил обвинительный акт, по которому обвиняемыми в военном преступлении являются четверо граждан России. Они, по версии следствия, занимали руководящие должности в незаконно созданном оккупационном органе – так называемом ГУ МВД России по Запорожской области и причастны к принудительной депортации трех украинок с оккупированной территории области против их воли.
Что известно о преступлении
По версии следствия, преступные действия обвиняемых заключались в принудительной депортации защищенных гражданских лиц. Речь идет о трех женщинах, жительницах Акимовки, Черниговки и Мелитополя (эти населенные пункты до сих пор находятся под российской оккупацией), которые никак не были связаны с Вооруженными Силами Украины. Против каждой было составлено решение о депортации и «сообщении о запрещении въезда на территорию Российской Федерации» перед принудительным вывозом. На оккупированных территориях Россия с 2023 года внедряет практику принудительной депортации жителей, либо не получавших российское гражданство, либо каким-то образом «создающим угрозу национальной безопасности» (это отдельный пункт указа Путина от 27 апреля 2023 года – прим. ред.).
Как отмечается в обвинительном акте, в этом кейсе первой жертвой незаконной депортации стала бывшая сотрудница налоговой в Акимовке Елена Т. 10 февраля 2024 года домой к ней пришли представители вооруженных формирований РФ и отвезли в местный отдел полиции, где ее заключили в тюрьму. В изоляторе временного содержания женщина находилась до 2 марта того же года. Тогда сотрудники так называемого управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Запорожской области приняли решение о ее незаконной депортации. Официальный документ, по данным следствия, составил заместитель начальника отдела иммиграционного контроля управления Олег Кокуш, а утвердил его руководитель управления по миграции на ТОТ Запорожской области Константин Разыгрин. Ей сообщили о запрете въезда на территорию РФ (страна-агрессор вносит также сюда и временно оккупированные территории Украины) сроком на 21 год без надлежащих причин. В тот же день Елену силой с применением психологического и физического принуждения отвезли через РФ в пограничный российско-грузинский пункт пропуска «Верхний Ларс» и приказали пешком переходить границу.
В то же время 2 марта 2024 года аналогичное сообщение о «запрете въезда на территорию Российской Федерации» получила предпринимательница из Мелитопя Елена Ф. Соответствующее «Решение о депортации», согласно обвинительному акту, составил начальник незаконного правоохранительного органа «ГУ МВД России по Запорожской области» Олег Колтунов, а утвердил этот документ руководитель управления по миграции в "ГУ МВД России по Запорожской области" Константин Разыгрин. Предпринимательницу насильно в тот же день отвезли в здание Управления по миграции в Мелитополе, где сообщили, что она будет депортирована без указания причин такого решения и запретом въезда в РФ и оккупированные территории сроком на 35 лет. Ее вывезли сначала в РФ, а 3 марта она оказалась на границе с Грузией, где также ее по принуждению заставили переходить пешком в сторону пограничного пропускного пункта «Казбеги» (Дарьяли).
Третьей пострадавшей стала бывшая бухгалтерка одного из поселковых советов Бердянского района Ирина М. К ней 27 января 2025 года домой также пришли представители вооруженных формирований РФ и сообщили, что она будет принудительно депортирована. По версии обвинения, соответствующее решение по ней принял и.о. начальника Управления по вопросам миграции в ГУ МВД по Запорожской области Олег Ступишин, которое утвердил начальник незаконного правоохранительного органа «ГУ МВД России по Запорожской области» Олег Колтунов. Из Бердянска Ирину переместили в Мелитополь, а оттуда вывезли через РФ в Северную Осетию в пункт пропуска Верхний Ларс, где против ее воли заставили переходить границу.
Дело квалифицируется как нарушение законов и обычаев войны. Прокурор в судебном заседании подробно объяснил, почему действия обвиняемых подпадают под статью: преступление заключается в незаконной депортации защищенных гражданских лиц, не причастных к боевым действиям, с временно оккупированной территории за пределы Украины против их воли. Прокуратура отмечает, что их действия нарушают статьи 27, 47, 49 Женевской конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны.