Уже больше недели жители пятого подъезда дома по улице Александровской, 25/ Левка Лукьяненко, 28 живут без газоснабжения. Среди них пенсионеры, семьи с детьми и люди с инвалидностью. Жители вынуждены в лучшем случае у кого есть готовить еду на электрочайниках и плитках, или просто питаться сухпайками, пока разные коммунальные структуры опрокидывают ответственность друг на друга. Журналисты 061 выясняли, почему трубы дома остаются «ничейными», кто должен за них отвечать и как можно решать проблему.
Газ исчез после проверки
По словам жителей, газ в пятом подъезде исчез после плановой проверки, проводимой представителями компании «Запорожгаз» 12 июня.
«Они посмотрели трубу над подъездом, сказали: перекройте на время проверки. А потом уехали, ничего не сказав. Вечером нашли бумажку перед подъездом — мол, утечка газа, перекрыта стояк. И телефон для обращения», – рассказывает житель Станислав Смоляный.
Под отключение попал стояк из пяти квартир — в общей сложности около десяти человек, включая пенсионеров и семью с прикованным к коляске сыном-инвалидом. Их мать Лариса рассказывает:
«Закупила «мивины». Что-то можно вскипятить в кипятильнике, хорошо хоть есть электродуховка. А если что нужно разогреть или сварить, то бегаю с этажа на этаж, прошу соседей помочь. Мы живем здесь с самого заселения. Сыну нужен особый уход. А тут никакой ясности, когда будет газ».
Кто отвечает за трубу?
Основная проблема – в отсутствии четкой ответственности. По словам жителей, представители «Запорожгаза» сказали, что должен быть заменен футляр (небольшой участок трубы на фасаде), стоимость работ – 4200 грн. Но кто должен это оплачивать, непонятно.
«Газовики говорят: платите вы или ваша управляющая компания. Компания говорит: это не наше, мы отвечаем только за трубы внутри. А трубы снаружи – не наши. Так чьи они? У нас нет ни одного договора. Теперь мы вынуждены ночью сидеть в подвалах из-за вражеских атак, а днем бегать по частным компаниям» — возмущается жительница Надежда.
Другие жители утверждают, что никаких договоров или проверок относительно ответственности за кем закреплены внутридомовые газовые сети, они не имели с даты основания дома – в 1976 году.
Что говорят в «Запорожгаге»
Наталья Гринь, начальник управления внешних коммуникаций АО «Запорожгаз», объясняет: их ответственность — газораспределительные сети к первому отключающему устройству перед домом. Внутридомовые сети – зона ответственности совладельцев или управляющей компании.
«В случае обнаружения утечки оформляется акт, и нужно заключать разовый договор на ремонтные работы. Это делает управляющая компания или ОСМД. Мы производим всю необходимую калькуляцию. После оплаты работ мы приезжаем и выполняем ремонт, обычно работы выполняются в течение 1–3 дней», — говорит она.
В АО «Запорожгаз» также отмечают, что техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей в многоэтажках — это общегосударственная кампания, которая проводится по всей стране в соответствии с Постановлением НКРЭКУ и профильным министерством.
Что говорят в управляющей компании?
Прессслужба компании «Город для людей» отмечает, что обслуживание внутридомовых газовых сетей не входит в их обязанности, если такое не предусмотрено отдельным договором или тарифом:
«У нас нет в штате лицензированных специалистов для проведения газовых работ. Совладельцы могут самостоятельно заключить договор с газовой компанией или предоставить нам поручение, но это требует изменений в тарифах и решениях общего собрания».
То есть фактически жители остаются один на один с проблемой: они должны организовать оплату и заказать услугу по подключению самостоятельно.
Юридическая позиция
Адвокат Денис Штабовенко подтверждает: согласно действующему законодательству внутридомовые сети — это ответственность совладельцев.
«По базовому правилу за газовые сети отвечают совладельцы ОСМД и они должны организовать их обслуживание. Управляющая компания также может быть ответственна за это, но если такой вид обслуживания предусмотрен договором с этой компанией».
Какая позиция городского совета
В департаменте по управлению жилищно-коммунального хозяйства Запорожского городского совета объясняют, что о проблеме знают и настаивают на том, что управляющая компания уже занимается решением этого вопроса.
«В настоящее время управляющей компанией ООО «Город для людей Запорожья» направлено в АО «Запорожгаз» письмо о проведении ремонтных работ и восстановлении услуги. Оплата ремонтных работ будет производиться управителем», — объясняет журналистам заместитель директора департамента ЖКХ Елена Лазарчук.
Ситуация с домом по Александровской, 25 – не уникальна. Это типичный пример того, как размытые пределы ответственности между коммунальными структурами могут оставить людей без элементарного – тепла и пищи. Люди обращались за помощью в полицию и профильный департамент, но пока вопрос не решен. Без понятного договора, объяснений от управляющей компании – жители вынуждены самостоятельно решать технические и финансовые вопросы.