Запорожская промышленность - фундамент, который нуждается в реконструкции

Промышленность Украины дает более 3 млн. рабочих мест и обеспечивает создание не менее 20% ВВП. В то же время промышленное производство в Украине снижается с августа 2012 года.

Кумулятивно за 2012р.-10 мес. 2014. спад в промышленности составил 15,2%, и падение продолжается. Из-за падения объемов производства количество работающих в промышленности за этот период снизилась на 175 тыс. чел., в т.ч. в машиностроении - на 80 тыс. чел., прежде всего в восточных областях.

С учетом военного конфликта на Востоке Украины промышленный комплекс с чисто экономического фактора превратился в важную составляющую национальной безопасности.

Состояние сектора является неудовлетворительным по ряду системных проблем, таких как отсутствие действенных экономических стимулов субъектов хозяйственной деятельности осуществлять переоснащение производственных мощностей, вкладывать средства в разработку новых видов продукции и осваивать производство высокотехнологичных товаров, прилагать усилия для продвижения продукции на внешние рынки; неблагоприятный инвестиционный климат и недостаточные объемы иностранных инвестиций; высокие процентные ставки по кредитам и неразвитый рынок капитала; недостаточная защита интеллектуальной собственности в Украине; слабое развитие инфраструктуры.

Последствиями отсутствия проведения реструктуризации промышленности стали:

- Деградация структуры материального производства

- Оторванность отечественной промышленности от потребностей внутреннего рынка

- Недостаточный уровень инвестиций в основной капитал

- Износ основных фондов, высокая энерго- и ресурсозатратнисть промышленного производства

- Признаки деиндустриализации

В среднесрочной перспективе возможно остановить спад и обеспечить устойчивый рост промышленного производства не менее 7% в год, путем повышения конкурентоспособности продукции отечественных компаний и их интеграции в глобальные цепи стоимости, а также создать новые рабочие места.

В основе достижения устойчивого роста промышленного производства лежат возможности Соглашения об ассоциации и режим свободной торговли с ЕС, низкая стоимость рабочей силы в Украине и удобная логистика (выход к морю, межевание со странами ЕС). Это касается как имеющихся производств, так и «стартапов». Однако, эффект от этого для украинской экономики возможен не ранее чем через 3-4 года, поскольку организация новых производств и активное привлечение украинских предприятий к производственным процессам в ЕС на аутсорсинге требует времени.

Итак, в течение ближайших 1-2 лет необходимо интенсифицировать инвестиционные процессы модернизации и развития инфраструктуры и производственных фондов, которые создадут спрос на продукцию отечественных предприятий, прежде всего машиностроения. Это позволит компенсировать потери объемов экспорта в Россию, остановить спад промышленного производства, сохранить рабочие места и снизить социальную напряженность, особенно в восточных областях.

Металлургия, машиностроение и горно-добычи - это три кита, на которых стоит промышленность Запорожской области. Вместе они составляют полторы тысячи предприятий, двести пятьдесят - больших, и три десятка - промышленных гигантов. В Украине Запорожье занимает третье место по объему реализации промышленной продукции.

Продукция запорожских промышленных предприятий пользуется спросом в ста тридцати странах мира. В первую очередь - это страны СНГ, Азии и Евросоюза. Однако, чтобы массово поставлять свою промышленную продукцию на европейские рынки нужно сделать несколько весомых шагов, среди них правильная сертификация и соответствующее качество товара.

Запорожские эксперты делятся мыслями о том, как запорожской промышленности подготовиться к высокой конкуренции на рынке ЕС.

Роман Писарев, заместитель директора департамента промышленности и развития инфраструктуры Запорожской облгосадминистрации, отмечает:

-Запорожье Известен своими промышленными металлургическими гигантами, такими как «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Запорожский завод ферросплавов», «Титано-магниевый», также наши мировые бренды, такие как Моторостроительный завод, трансформаторный завод, автомобилестроительный завод. Несмотря на кризис в стране, наши предприятия продолжают выпуск новых видов продукции. Так, «Запорожсталь» построила линию кислотного травления, которая позволит значительно сократить выбросы вредных веществ в Днепр, «Днепроспецсталь» осваивает и обновляет кислородное производство, «Мотор Сич» осваивает выпуск легких вертолетов, «Прогресс» работает как в качестве положительного примера с ЕС по выпуска двигателей для малой авиации.

Главные правила игры на еврорынке - высокое качество и надежность поставок. Сейчас этим похвастаться могут немногие. Главная проблема на сегодня, как и раньше, - сертификация продукции.

Ростислав Шурма, генеральный директор металлургического комбината «Запорожсталь» утверждает:

- Даже на сегодняшний день не существует никаких принципиальных препятствий для входа европейских поставщиков на украинский рынок. Он и сегодня открыт. По поводу того, есть ли возможности - безусловно возможности есть. Европейский рынок хоть и не растет сейчас, но это очень большой рынок объемом 450 млн платежеспособных граждан. Поэтому для любого сектора экономики это большие возможности. Я могу привести конкретный пример - это наш комбинат. По состоянию на сегодняшний день мы продаем более 30% нашей продукции в страны Евросоюза. Если взять от экспорта - это почти 50% нашего экспорта в Европу. Если посмотреть на динамику за последний год, мы смогли увеличить объемы продаж в Европу на 60%. Почему? Потому что это большой платежеспособный рынок.

- Не нужно рассчитывать на чью-то помощь. Европа отстаивает свои интересы - своего бизнеса, своих граждан. И никто никому не собирается помогать. Более декларации, не будет ни со стороны Европы, ни со стороны любой другой страны, все находится в наших руках. Нам нужно изменить себя, изменить подход, и тогда, я уверен, можно повторить и опыт Словакии, и опыт Китая. Безусловно, каждый из нас должен хотеть, меняться и двигаться, а на государственном уровне я скажу коротко: нужна профессиональная власть, которая действительно хочет что-то изменить.

Алексей Литвин, заместитель председателя Запорожской областной государственной администрации комментирует:

- Алгоритм успеха очень прост - просто открыть территорию для свободных инвестиций и сдержать государственную руку от того, чтобы она сразу начала грабаты налогами инвестора. В европейских государствах другая логика налогов. Европейцы, они же официальные люди, они не хотят работать путем того, что они что-то здесь будут воровать, они хотят открыто, нормально получать свои дивиденды, но когда нужно налог на прибыль, а затем на репатриацию, то он начинает смотреть и понимает, что сначала заводит новую технологию, за нее платит 20%, затем начинает работать и платит налог, а потом еще 15% на репатриацию, начинает смотреть и понимает, что это «лет 300 пройдет, пока я эту инвестицию окупят».

Давид Стулик, пресс-атташе Представительства ЕС в Украине отмечает:

- Я думаю основная преграда связана с тем, что товары или отрасли, которые хотят быть конкурентоспособными, должны соответствовать европейским стандартам. Нужно инвестировать в эти сектора, чтобы достичь европейских стандартов. Если вам удастся это в Запорожье, то вы будете конкурентоспособными, потому что у вас, в Украине есть много составляющих, как оплата рабочей силы, закупка сырья - они намного дешевле, чем в Европе, поэтому можно быть конкурентоспособными.

- В Чехии, еще в советские времена, были предприятия, производившие автомобили. Когда их начали приватизировать и продавать иностранным инвесторам, было много опасений, что эти фабрики перестанут производить и вместо этих автомобилей придет такое нашествие машин из Западной Европы. А произошло наоборот - эти производители начали инвестировать производство у нас, потому что здесь дешевле рабочая сила и ресурсы. Сейчас Чехия является страной, которая производит наибольшее количество авто на душу населения и это те машины, которые соответствуют международным стандартам безопасности. Машины из Чехии импортируются на весь мир и так случилось, что в тех регионах, где эти заводы, - больше рабочих мест и выше заработные платы. Зарубежные инвесторы платят больше налогов в местные бюджеты. В этих регионах улучшилась инфраструктура, потому что есть инвестиции и есть больше денег и начали запускать другие отрасли экономики. Запорожью да и всей Украины можно взять чешский пример, где тоже были опасения как у вас в Украине, как у вас в городе, люди останутся без работы, что нет перспективы для украинского автопрома, есть примеры, которые это отрицают и показывают, что есть другие возможности.

Реальные примеры сотрудничества запорожской промышленности со странами ЕС на сегодня является очень разными.

Металлургический комбинат «Запорожсталь» уже давно работает с европейскими партнерами и за прошедший год увеличил объем продаж в страны Европы на 50%.

Главным товаром в структуре экспорта запорожского края есть черные металлы. Они достигают почти половину объема всего экспорта. Львиную долю занимает продукция комбината «Запорожсталь», которая пользуется спросом более чем в 50 странах мира. Главные покупатели - Турция, Болгария, Польша, Италия, Россия, страны Африки. 80% продукции комбината сегодня отправляется на экспорт. Конкуренция на металлургическом рынке мощная - в последние годы как и в других отраслях промышленности в лидеры выходит Китай. Впрочем, запорожцам удается успешно конкурировать на зарубежном рынке. Удается это благодаря репутации, проверенной годами, возможности предложить выгодные цены и быстрым поставкам. Только за прошлый год объем продаж в страны Европы удалось увеличить на 50%, а в страны Ближнего Востока - на 43%.

Для того, чтобы получать прибыль необходимо вкладывать средства в модернизацию, говорят на предприятии, такие условия современной рыночной экономики. «Запорожсталь» предпочитает инвестициям в энергетическую отрасль. Экономия энергоресурсов позволяет снизить себестоимость продукта, а следовательно сделать цену еще более привлекательной для покупателей.

Компания «Метпромсервис» поставляет свою продукцию на европейский рынок в течение 15 лет с 2003 года.

По сравнению с промышленными гигантами это небольшое предприятие, на котором работает 144 человека, если учитывать весь обслуживающий персонал, но именно это предприятие производит ферроникеля и ферротитан, качеством которого довольна сама Европа. Импортировать свою продукцию компания «Метпромсервис» начала еще в 2003 году, задолго до подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Как отмечает директор компании Феликс Кусаев: «Выход на европейский рынок был непростым. Мы прошли этот путь еще 10 лет назад. Данная процедура заняла немало времени и сил, была большая волокита с документами ». Но сейчас компания вышла рынки Германии, Англии и Голландии, компания производит около 6% ферроникеля мирового рынка. Весь процесс изготовления соответствует европейским стандартам, ведь без этого никакого сотрудничества не было. На предприятии в основном импортная техника, но также есть и украинские, и советские экземпляры. А некоторые этапы производства осуществляются на собственноручно созданном оборудовании. И теперь даже европейцы приезжают в Украину, чтобы перенять опыт в этой компании.

ООО «НПФ ГЕРКОН» имел негативный опыт работы с европейскими партнерами, но это не остановило предприятие, которое надеется выйти на европейский рынок.

Научно-производственная фирма «Геркон» в Запорожье существует уже 21 год. Сначала здесь занимались ремонтом и проверкой измерительной техники для автотранспорта. Впоследствии, расширив свою деятельность, предприятие начало изготавливать оборудование для автомобильных заправочных станций и нефтебаз. Сегодня в штате компании - 20 работников. Хотя когда-то такого количества людей было мало.

Продукцию «НПФ Геркон» можно смело назвать импортной. Основные составляющие для комплектации оборудования заказывают за рубежом: европейские страны, Россия, Китай. Со странами ЕС сотрудничают через киевскую фирму-субподрядчика. Опыт экспорта в компании есть. Время от времени появляются заказы из Молдовы. Еще 8 лет назад поставляли оборудование в Россию, Беларусь, Латвию, но имели и негативный опыт сотрудничества с партнерами из Литвы. Несмотря на риски, компания не оставляет надежды выйти на европейский уровень. В ноябре она участвовала в круглом столе, организованном торгово-промышленная палата Украины. Там и представили стандарты, соблюдение которых требуют партнеры по ЕС.

Запорожье ЕС промышленность Европа
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Сегодня, 22 сентября, в Запорожье провели женский велопарад. В необычной акции приняли участие около сотни людей. Об этом сообщает сайт Depo.Запоріжжя. Несколько десятков участников велопарада, преимущественно, женщины, собрались на площади Запорожской. Здесь красиво одетые велосипедистки сделали множество «селфи» на фоне веселых фотозон, а также провели танцевальную разминку. ФОТО: Depo.Запоріжжя После этого участники пробега колонной направились от площа...
Происшествия
Сегодня ночью в Запорожье на Набережной магистрали произошло смертельное ДТП. Об этом сообщают в областном управлении ГСЧС. Как сообщается. водитель автомобиля «Рено Логан» около 4 часов ночи в районе центрального пляжа совершил боковое столкновение с деревом. В результате ДТП 21-летний водитель погиб на месте. ФОТО: «Форпост» На место происшествия прибыли спасатели, с помощью гидроинструмента они изъяли тело погибшего парня из покореженной машины. На мест...
Происшествия
19 сентября во время патрулирования сотрудники сектора водной полиции Бердянского отдела полиции и специалисты местного рыбоохранного патруля обнаружили промысловое судно, которое занималось отловом рыбы. Об этом сообщают в областном управлении полиции. С борта правоохранители изъяли более 220 кг рыбы, почти половина из изъятого – рыба недопустимо малых размеров – так называемый «молодняк». В отношении нарушителя составили протокол об административном прав...
главная тема недели
В пятницу, 21 сентября, Верховная Рада Украины приняла к рассмотрению законопроект о государственном бюджете на 2019 год. Согласно регламенту Рады, до 1 октября текущего года народные депутаты будут подавать свои предложения к документу, и до 15 октября их рассмотрит главный комитет. Верховная Рада должна утвердить в первом чтении проект госбюджета до 20 октября. Споры вокруг основополагающего экономического документа страны традиционно бывают бурными, а в...
Общество
Распоряжение о временном переводе судей подписано и втупило в силу. В списке тех, кого президент отправил в командировку, есть и представитель Запорожской области. Об этом 061 сообщает, со ссылкой на пресс-службу президента. Судья Черниговского районного суда Анна Проценко отправлена на работу в Орджоникидзевский районный суд Запорожья. Ранее 061 писал о том, что Петр Порошенко отправлял в долгосрочные командировки служителей Фемиды. С чем связаны кадровые...
Общество
Учитель информатики и инклюзии Запорожской специальной общеобразовательной школы-интерната «Джерело» Александр Жук вошел в ТОП-10 лучших учителей Украины по версии Global Teacher Prize Ukraine. Эту премию ежегодно получают лучшие педагоги со всего мира за весомый вклад в профессию. Об этом сообщают в пресс-службе ОГА. Как уже писал 061, на предыдущем этапе в ТОП-50 лучших учителей страны вошли трое педагогов из Запорожской области. В этом году на Global Te...
Происшествия
Бывший директор лицея, который на должности незаконно отдал студенческое общежитие частному предприятию, оказался на скамье подсудимых. Об этом сообщают в областной прокуратуре. Запорожская местная прокуратура №1 направила в Заводской районный суд обвинительный акт в отношении этого человека. Как уже писал 061, бывший руководитель учебного заведения в 2008-м году незаконно сделал дополнительное соглашение к инвестиционному договору, заключенном между лицее...
Общество
061 подводит итоги пятницы, 21 сентября, в Запорожье и области Под Запорожьем в шахте погиб горняк: это второй случай за месяц.В Запорожской области грузовик столкнулся с мопедом: водитель – в больнице, пассажир погиб. В Запорожье снесли один из старейших домов. В Запорожье на медали для ветеранов потратят в 15 раз больше, чем на подарки. Также в Запорожье до конца года появятся 200 камер уличного наблюдения. Подруга начальника городского управления органи...
Происшествия
Сегодня, 21 сентября, 62-летний мужчина обратился в полицию с заявлением об угоне своего автомобиля. Он рассказал правоохранителям об исчезновении автомобиля «КIА», который он оставил на улице Сталеваров. Об этом сообщают в областном управлении полиции. Уже через несколько минут потерпевший и полицейские нашли автомобиль на проспекте Соборном. Как выяснили полицейские, заявитель не сориентировался и забыл, где оставил транспортное средство. За ложный вызов...