В Запорожье хотят, чтобы дуб не дал дуба
Как и ожидалось, тема запорожского дуба небезразлична горожанам и получила свое продолжение. На днях в редакцию зашел инженер-строитель с 50-летним стажем Николай Руденко. Именно к нему в 2001 году областной благотворительный фонд “Запорізькі святині”, на чьем балансе был тогда комплекс, обратился с просьбой рассмотреть их предложение по созданию противофильтрационной завесы корней дуба и представить свои соображения по технике и технологии работ. Николай Иванович соображения предоставил, их рассмотрели и… ничего не сделали.
Дело в том, что на 100 метров вокруг дуба (а именно настолько, оказывается, раскинулись его корни) никаких построек и заасфальтированных участков не должно быть. В противном случае – дереву беда. Это подтвердил на письмо-запрос мэрии от 29.07.08 г. и Запорожский областной отдел лесного и охотничьего хозяйства (письмо № 01–8/702). А что мы имеем в 100-метровой зоне вокруг дуба? Частные дома, к которым затем присоединились и постройки в самом культурно-историческом комплексе: магазин, большое кафе, асфальтные дорожки и площадки. Все это не дает воде испарятся и нормально циркулировать в почве, из-за чего и происходит подъем грунтовых вод.
Корневая система не выдержала переувлажнения еще в 80-х, и дуб стал хиреть. Тогда-то под руководством главного инженера УКСа Николая Шкоды и был сделан дренаж речки Верхняя Хортица, опоясывающей комплекс. Углубились метров на пять – уровень грунтовых вод опустился, обеспечив жизнедеятельность дуба. И тусклячок действительно тогда зазеленел. Но прошли годы, и встала необходимость в новом дренаже.
Что же предлагает инженер Руденко? Применить установку Vermeer (змея) – это дренажная металлическая или асбестовая труба, которая пройдет от речки к речке, отводя завышенные почвенные воды в более низкую ее часть. Сам же ствол, где сейчас все расшатано и может превратиться в труху, залить вокруг раствором известкового молока с жидким стеклом, оставив только незабетонированный сегмент со стороны живой ветки. Мертвую корневую систему это превратит в камень, где погибнет вся вредная фауна, точащая дерево. Потом все это опоясать металлическими стрежнями, которые зальются бетоном. Дополнительно просверлить с полсотни отверстий в стволе и залить их антисептирующим раствором. Сухие же ветки дуба нужно обрезать (хоть это и памятник природы), но это даст жизнь оставшейся ветке на долгие годы. А желуди с нее – это гарантия, что “сыночки” будут жить 600–700 лет.
Сколько стоит проект и его выполнение? Около полутора миллионов гривен. Но разве запорожский дуб того не стоит?
Кстати, Николая Руденко не впервые привлекают к мероприятию: “Надо спасать!”. Так, в 2003 году ему в срочном порядке пришлось делать противофильтрационную завесу на предприятии “Укрграфит” (цех № 3, корпус 2) – из-за подъема подземных вод “тонула” седьмая печь. Люди работали в цехе попросту хлюпая ногами по лужам. Противофильтрационную завесу сделали тогда по периметру печи и днищу (получился огромный котлован), вбухав туда 3091 куб.м. известкового молока с жидким стеклом и 1500 кубов селиката натрия. Завеса превратилась в сплошной камень. Такая технология была применена впервые в мире, а на весь объем работ ушло 2 млн. 650 тыс. гривен. Зато печь и сейчас еще находится в эксплуатационном состоянии.