• Головна
  • Запорожский православный владыка Лука считает новый герб Запорожья - языческим
12:49, 22 вересня 2014 р.

Запорожский православный владыка Лука считает новый герб Запорожья - языческим

При этом священнослужитель не отрицает исторические корни запорожцев.

Арихиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука написал обращение, адресованное мэру Александру Сину и депутатам городского совета, в котором он выступает от лица православной церкви против нового герба Запорожья, называя его – языческим.

При этом владыка приводит ряд исторических аргументов и называет историка Андрея Авдеенко, автора нового герба – академиком «Академии околовсяческих наук». 

Напомним, что ранее Андрей Авдеенко выступил с инициативой остричь владыку Луку

Публикуем текст обращения без изменений:

«Из средств массовой информации стало известно, что на заседании 50-й сессии горсовета, на Ваше рассмотрение был представлен проект нового герба Запорожья. Однако этот проект вызвал некоторое недоумение, как среди многих горожан, прихожан наших храмов, так и у меня лично как их духовного пастыря.

Хочу кратко пояснить такую реакцию. Разумеется, для того, чтобы судить о правильности «гербостроения» необходимо быть геральдистом, историком, каковым я не являюсь, но, есть вещи, о которых имею право  рассуждать как любой здравомыслящий человек, житель города Запорожья.

Что есть герб? Структурированное изображение, эмблема, символически отражающая традиции, интересы, жизнь общины. Таким образом, герб города должен отражать традиции местного населения. Отсюда возникает вопрос: наше население языческое, депутаты - представители населения в совете, на суд которых представлен проект герба, разве, в большинстве своем язычники? Неужели Запорожский край ассоциируется с Перуном, с Хорсом? Нет! Согласно государственной статистике, наш регион - христианский (различных деноминаций), большинство жителей - православные. Так каким же образом языческий символ может отражать наш уклад, нашу духовную сущность?

На проекте нового герба Запорожья кроме прочих сомнительных «символов Запорожья» имеет место быть «руническое» изображение имени Хорса, потому что, как утверждают авторы проекта, это «символ божества Хорса, воплощающий о. Хортицу». Однако, это лишь одна из версий этимологии названия основной достопримечательности нашего края, причем достаточно несостоятельная версия.

У исследователей до сих пор масса предположений о происхождении названия «Хортица», поэтому, попутно хочется привести небольшую информационную справку по данному вопросу:

- иранский географический термин «хор» («хоур») - небольшая речка, высохшее русло, или «хорд» - маленький, небольшой. Если придерживаться этой точки зрения, то на первое место выходит гидроним Хортица. Ведь так называются три речки, впадающие в Днепр около острова с правого берега. В пользу этой версии говорит окончание «ица» - ранний славянский «речной» суффикс.

- славяне поклонялись Богу солнца Хорсу, и приносили ему свои дары возле священного дуба,  может быть, остров и получил своё название именно тому, что эти жертвоприношения происходили на нём.

- значение названия острова может происходить от праславянского элемента «хьрть», что значит «быстро двигаться, мчаться», речь может идти о быстром течении реки в районе порогов.

- «Орт», «орта» - на языке почти у всех народностей тюркской группы эти слова имеют значение «срединный», «находящийся посредине». Буква «Х» появилась чуть позднее, когда славяне стали осваивать южные окраины, и в их речь перешли тюркские слова. Остров Хортица расположен как раз посредине Днепра. Многие исследователи склоняются к этой простой трактовке названия «Хортица».

Таким образом, мы видим, что версий предостаточно, но какая из них правильная - этим должны заниматься ученые, а не самозванцы, имеющие «филькину грамоту» академика от общественной организации «Академия околовсяческих наук», да ещё при этом не имеющие никакого исторического образования.

Если уж говорить о традициях, то, в этом случае, нельзя игнорировать тот факт, что Запорожье  - край казачества, так почему же не использовать казачью символику на гербе? Известно, что основы  государственности Украины своими корнями уходят в принципы казачества - уникальное аутентичное явление, которое формировалось на православном мировоззрении. Ведь, ни для кого, не секрет, что у истоков украинской государственности, стоит форма устройства казачьих объединений. Соответственно, игнорировать этот исторический факт и прилеплять к нашему гербу языческую символику нелогично, так как политеистические, языческие, верования были отвергнуты нашими предками задолго до окончательного формирования нашей, запорожской, общины.

Можно, разумеется, сказать что язычество - часть нашей мифологии, фольклора, истории. Но, если у нас возникает такая тоска по стародавним временам, то, давайте пойдем дальше и будем использовать на гербе нашей общины, к примеру, орудия каменного века, предметы быта Трипольской культуры.

В любом случае, вопрос смены официального символа города - городского герба - достаточно сложный и требующий  исторического анализа, обоснования.

В заключение, хочу напомнить, что у Запорожья были гербы и во время царской России, и во время СССР, а последний вариант был предложен уже после обретения Украиной независимости.

Разве есть насущная необходимость менять наш основной символ так часто? Неужели нет других проблем, требующих Ваших серьёзных усилий?

С любовью о Господе, призываю на Вас Божие благословение.

ЛУКА

АРХИЕПИСКОП ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ»

Старый и новый гербы Запорожья:

1410446082_gerb_zaporozhya_2003_goda.svg

Запорожский православный владыка Лука считает новый герб Запорожья - языческим, фото-1
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Запорожье #герб #история #церковь #православие #Лука
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...