Запорожские спасатели составили памятку помощи детям из АТО
Здесь собраны рекомендации, как помочь малышу или подростку пережить шок.
Сегодня в Запорожье специалисты-психологи областного ГУ ГСЧС презентовали памятку по работе с детьми из зоны антитеррористической операции. Об этом сообщают в ведомстве.
«Еще полгода назад мы жили в другой стране, по-другому мыслили, смеялись с других шуток, по-другому планировали семейный бюджет, и по-другому воспитывали наших детей. Теперь мы стремительно ищем ответы на многие вопросы, со сложностью привыкаем к страшным мыслям, но все же стараемся закалять в себе оптимистический настрой. А наши дети с полной кашей в голове - вынуждены самостоятельно переосмысливать и понимать всю ситуацию, которая сейчас происходит вокруг них. Ради сохранения психического здоровья детей, побывавших в зоне АТО, специалисты психологической службы ГУ ГСЧС Украины в Запорожской области разработали рекомендации родителям и родственникам этих детей», - отмечают запорожские спасатели. И ребята передали игровые наборы для мальчиков.
Здесь собраны 12 правил. Далее мы приводим их содержание:
1 Убедите ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.
2 Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной для детской психики.
3 Имейте в виду, что реакция ребенка может быть различной в зависимости от возраста. Особенно она может влиять на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и продолжительные. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражительным, гиперактивным, тревожным, терять аппетит и сон, меняться в поведении (например, не захочет больше играть с друзьями на улице), но имейте в виду, что это нормальные реакции на стресс. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) и поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше двух недель, обратитесь за помощью.
4 Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована зависит от возраста. Основная задача независимо от возраста - это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.
Для дошкольников достаточно признать, что «нехорошее случилось, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они защитят тебя от беды».
Начальная школа. Выясните, что ребенок знает о ситуации, что о ней думает, что слышит от других детей. В этом возрасте дети нуждаются в логике и понимании. Убедите младших детей, что их проступки не является причиной того, что произошло.
Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять же выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или, наоборот, быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальные в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет готов к этому.
5 Спокойно выскажите свои эмоции, но помните, что ваше взвешенное поведение будет больше способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните, что это - нормально испытывать те чувства, которые в сложившейся ситуации, захватили его.
6 Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку успокоиться как через психологический канал, так и физический - ребенку может понадобиться не только больше ласки и внимания, но также больше выхода физической энергии. Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.п..
7 Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о событиях, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом - пластилином, красками, журналами.
8 Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.
9 Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией на ее рассказ родителей. Если же ребенок застревает и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.
10 Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности. Избегайте ненужных изменений.
11 Дети особенно чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о происшествии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызвать сильные эмоциональные реакции спустя много времени после травматического события. Помните, что дети выживают и восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.
12 Обратитесь за помощью, если вы сами чувствуете себя тревожно и грустно. Вы сможете быть полезным для ребенка только если вы будете вести себя спокойно и уверенно.