Управление затратами – это средство высокого экономического результата предприятия. Отметим, что управление затратами это не только их снижение. Оно включает также элементы управления.

Предметом управления затратами являются затраты предприятияво всем их многообразии.

Особенности затрат как предмета управления:

· динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;

· многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;

· трудность измерения, учета и оценки – абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;

· сложность и противоречивость влияния на экономический результат. Например, повысить прибыль организации можно за счет снижения текущих затрат на производство, что обеспечивается повышением капитальных вложений в НИОКР, технику и технологию; высокая прибыль при производстве продукции может быть значительно снижена затратами на ее утилизацию и т.п.

Существует шесть групп инструментов:

Инструменты, основной сферой применения которых непосредственно является управление затратами. К их числу относятся: Zatratu.jpg

- Директ-костинг (Direct-costing)

Изначально этот инструмент учета и анализа брал во внимание только прямые затраты, однако со временем трансформировался в систему, рассчитывающую себестоимость на основе как прямых, так и переменных косвенных затрат.

- Стандарт-костинг (Standart-costing)/Нормативный учет

Здесь описывается не то, что произошло, а то, что должно произойти, должно быть по плану. Через такой ракурс выявляются потери и отклонения в прибыли компании. Помимо планирования и анализа деятельность предприятия, осуществляется и контроль.

- Расчет себестоимости по видам деятельности (Activity based costing, ABC)

Система обращает свое внимание на процессы, приводящие к данному конкретному виду затрат. Данный инструмент решает задачи учета, анализа и оптимизации.

Инструменты, находящиеся на стыке нескольких направлений

Некоторые типы анализа могут решать задачи управления затратами и одновременно, к примеру, управления качеством.

Инструменты, основанные на концепции стратегического управления затратами (Strategic cost management), разработанной Джоном Шанком и Виджеем Говиндароджаном.

Инструменты, берущие начало в японской системе производства. Они описаны в японской Кайдзен и американской концепции бережливого производства. Одна из них – таргет-костинг.

- Таргет-костинг (Target-costing)

Здесь налицо нетипичная взаимозависимость цены, прибыли и себестоимости. Если для традиционного подхода характерна формула Цена = Себестоимость + Прибыль, то для таргет-костинга – иная: Целевая себестоимость = Целевая цена – Целевая прибыль.

Инструменты, модульно включающие в себя управление затратами. Имеются в виду системы управления различными аспектами деятельности предприятия.

Общеметодологические инструменты, которые используются в управлении затратами. Такие инструменты могут быть применимы практически в самых разных сферах – в управлении персоналом, маркетинге, логистике и т.д.). Это ABC- и XYZ-анализ.