Каждый третий литр бензина на украинских АЗС - фальсификат - исследование
Каждый третий литр бензина, реализуемый на украинских автозаправочных станциях (АЗС), не соответствует действующим стандартам качества, заявил президент "Киевского автомобильного клуба" Максим Головин на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" в Киеве во вторник.
Такие результаты были получены по итогам исследования "УкрНДНЦ химмотологии и сертификаци горюче-смазочных материалов и технических жидкостей" проб бензина, отобранных автомобилистами в 10 ведущих заправочных сетях столицы.
"Оценивалось топливо, которое реализуют АЗС Shell, "КЛО", "БРСМ-Нафта", "АВИАС плюс", "Газовик", "ТНК", "Талисман", "Народная", "ОККО", WOG. Проверка дала неутешительные результаты: качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе. Как минимум, 30% продаваемого в стране бензина не соответствует ни старым украинским стандартам, ни тем более стандартам Евро-4 и Евро-5", - отмечают в "Киевском автоклубе".
По словам М.Головина, октановое число и детонационная стойкость трех из 10 проб не соответствует заявленным показателям. По четырем из 10 проб выявлено несоответствие фракционного содержания и высокий разрыв между начальной и конечной температурой кипения. Абсолютно все отобранные пробы были ненадлежащего цвета и плотности.
"На большинстве АЗС, где мы отбирали пробы бензина, сертификаты топлива датировались еще 2012 годом, что весьма сомнительно. Сертификаты искали по 40 минут, а на одной станции его вообще не было … Все топливо было ненадлежащего цвета – желтого, а на одной станции – даже коричневого", - отметил М.Головин.
По мнению руководителя "Киевского автоклуба" а также отраслевых экспертов, присутствовавших на пресс-конференции, государству необходимо обеспечить контроль качества топлива на АЗС. Это не только защитит автомобили от поломок, но и позволит существенно увеличить поступление акцизного налога в госбюджет.
"Контролируя снизу, с АЗС, можно выявить по цепочке и производителей, и поставщиков фальсифицированного топлива и привлечь их к ответственности", - отмечает М.Головин.
По словам независимого эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского, с 2008-го по 2013 год количество проверенных государством АЗС сократилось в 2,8 раза (до 357 ед.) - эта динамика обратно пропорциональна росту объемов фальсификата, реализуемого на украинском рынке.
В свою очередь, аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко считает необходимым усилить государственный контроль качества нефтепродуктов как на АЗС, так и на границе, поскольку большая часть топлива на рынке является импортной.
"Я считаю, что необходимо обеспечить контроль качества на границе и на АЗС. За последние три года, с тех пор как у операторов исчез страх перед проверяющими, заводской бензин стал большой редкостью", - резюмировал эксперт.
Как сообщалось, премьер-министр Украины Николай Азаров в ответ на обращение "Киевского автоклуба" 29 мая поручил министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов.
Для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией. Ведомство располагает лишь одной стационарной лабораторией по проверке качества топлив в Киеве. Отбор Гостаможслужбой проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с качественными импортными нефтепродуктами.
В поручении премьер-министра также ничего не говорится о борьбе с контрабандой топлива в страну, а также о борьбе с производством фальсификата внутри страны.
В Украине за контроль качества на АЗС отвечает Госпотребинспекция, входящая в структуру МЭРТ, однако на деятельность этого учреждения выделяется слишком мало средств.