Научный экспериментариум на практике: школьников из Павловской ОТГ обучили общественному мониторингу водных ресурсов
В Вольнянском районе во время проведения тренинга для учащихся организовали исследовательскую лабораторию по мониторингу воды. Креативные занятия провели абсолютно бесплатно для старшеклассников учебных заведений из сел Соленое, Нововасильевка и Семененково Павловской территориальной громады Запорожской области.
Познавательный научный экспериментариум «Waterlab» проводит экологическая организация ECODIIT и сообщество поддержки общественных исследований «ДОВКОЛА» для того, чтобы дать толчок талантливой молодежи из территориальных громад и обучить их проводить общественный экологический мониторинг, чтобы больше знать о качестве окружающей среды.
«Это часть большой образовательной программы, которая реализуется вот уже более 10 лет в локальных школьных сообществах в сельской местности в Днепропетровской и Запорожской области . Это не только теоретические тренинги, но и практические занятия с помощью компактной лаборатории для мониторинга. Это возможность развиваться, готовить собственные исследования и изучать в первую очередь свою окружающую среду. Мы решили начать экспериментариум с локальной громады в Соленом, поскольку видим здесь еще не раскрытый потенциал. Здесь мы увидели сегодня много талантливых молодых людей, которым если предоставить толчок, инструменты и направить в творческое русло, то я уверен, что у нас будет результат », - рассказал ведущий экспериментриума, кандидат технических наук, член профессиональной ассоциации экологов Украины Максим Сорока.
Ученики провели сначала онлайн-вебинар, где получили базовые знания о том, что такое экомониторинг и каким он бывает, а позже на практике смогли провести эксперименты с помощью современной портативной лаборатории JBL. Благодаря детальному разъяснению с примерами и легкому подходу ведущий тренинга смог за несколько часов завлечь к этому увлекательному занятию всех школьников. Для этой цели отобрали пробы воды из скважины на территории школы, а также отправились к близлежащему пруду в Першозвановке, чтобы в полевых условиях развернуть там онлайн-лабораторию, но из-за неблагоприятных погодных условий сами исследования пришлось перенести в класс. Качество воды измеряли по общим показателям, биогенному и токсическому загрязнению. Здесь каждый из участников экспериментариума смог с помощью необходимых реагентов, быстрых тестов и специального оборудования проверить качество воды по нескольким показателям – наличие аммиака, фосфатов, железа, меди, нитратов и нитритов , диоксида углерода, общей жесткости, значение рН, солесодержание и многим другим параметрам. Учащиеся старательно проводили все этапы работы по инструкции - фильтровали воду, измеряли с помощью шприца необходимое количество воды и добавляли в него индикаторы раствора по каплям. Позже, когда вода изменяла цвет, сравнивали его с колориметрической шкалой JBL. Все полученные результаты зафиксировали в отчетном протоколе общественного мониторинга водных ресурсов.
«На онлайн-вебинаре нас познакомили с различными приборами и способами мониторинга воды. А вот сегодня проводили мониторинг воды самостоятельно. Наша группа занималась исследованием проб, которые брали со ставка. Проводили анализ воды на кислотность, фосфаты, тяжелые металлы. Нам удалось зафиксировать чрезмерно высокую соленость воды. Я считаю, что очень важно проводить такой мониторинг в первую очередь для нас самих, чтобы не подвергать себя риску. В такой воде могут быть нарушения по санитарно-химическим показателям», - рассказал ученик 8 класса Солоненковского УВК Александр Сторожек.
Лектор Максим Сорока по окончанию занятий подарил Солоненскому учебно-воспитательному комплексу в селе Соленое портативную лабораторию для анализа воды. И теперь, вооружившись полученными знаниями, ученики с преподавателями смогут продолжать свои исследования химического экспресс-анализа воды в любое время. Ребята заявили, что им очень понравился тренинг, и они будут продолжать свои исследования в дальнейшем. Кто-то из участников даже признался, что теперь хочет продолжить обучение в этом направлении и стать лаборантом-экологом.
«Исследовали мы воду с Первознановского ставка. Оказалось, что она очень солена и есть повышенное содержание железа, но к счастью, там нет органических соединений. Мне было очень интересно. Самым сложным было иногда отличить оттенки индикаторов, чтобы не перепутать данные, потому что в этих исследованиях очень важна точность. Я хотела бы поделиться полученными знаниями с родителями, подругами и рассказать об этом в социальных сетях. Я сейчас задумываюсь над тем, чтобы стать химиком или лаборантом-экологом. У меня и раньше были такие мысли. Моя мама пищевой лаборант и я раньше думала, что это очень скучно, но после экспериментариума мое мнение поменялось. Я, правда, хочу стать лаборантом-экологом», - поделилась участница экспериментариума Екатерина Рипа.
Экологи отмечают о том, что общественный мониторинг водных ресурсов сейчас является очень актуальной темой. Государственная система фокусируется на больших системах водных объектах, а вот локальные реки, пруды, озера, подводные воды территориальных громад, к сожалению, остаются обделены вниманием.
«Общественный мониторинг и такие индикативные методы помогают всем желающим самостоятельно оценить качество своей воды, риски, исследовать наличие тех или иных веществ и с помощью автоматизированной системы данных, которую просматривают экологи и биологи сети «ДОВКОЛА», предоставляются рекомендации населению по очистке воды или каким-то действиям. Также общественный мониторинг помогает бороться с негативными проявлениями псевдо-зеленых сообществ – экотаж и экотеррор, когда прикрываясь зелеными идеями, некоторые представители бизнеса пытаются манипулировать населением. Практика показывает, что общественный мониторинг помогает гражданам развивать критическое мышление и проводить фактчекинг.
Коммуникация всегда ведется. Судя по последнему году, наши идеи активно развиваются по всей стране. Это очень простой инструмент, который используют по всеми миру – США, Канада, страны ЕС и Китай внедряют общественные системы, как поддержку государственным системам общественного мониторинга. Людям интересно узнавать о состоянии своей окружающей среды и они больше ценят ее. В случае, если будет зафиксирована какая-то странная ситуация: вот сегодня меня очень удивило количество растворенных солей в пробах воды (превышения от рекомендаций ВОЗ в 3-4 раза), я взял их с собой, чтобы исследовать арбитражным методом. Вот для этого и нужен общественный мониторинг, чтобы сфокусировать внимание экспертной среды на таких мелких деталях», - подытожил Максим Сорока.