Кандидат в мэры Запорожья Дмитрий Осипов о службе в ВСУ, «Тесле», экологических проблемах и планах побороть коррупцию
Запорожская городская избирательная комиссия зарегистрировала уже 10 кандидатов на должность мэра Запорожья. Большая часть из них – это депутаты, экс-чиновники, хотя также присутствуют активисты и предприниматели. Пожалуй, наименее известным из всех кандидатов можно назвать военнослужащего ВСУ Дмитрия Осипова. 061 решил разузнать, откуда у полковника есть Tesla, как он собирается победить коррупцию и у кого одолжил денег для внесения залога.
О Дмитрии Осипове известно немногое – родился в Литовской СССР, поступил в военный институт артиллерии, в 2014 году отправился на войну защищать целостность Украины.В настоящее время он служит по контракту в Южном оперативном командовании. Еще месяц назад борды с Осиповым можно было видеть по городу Запорожье под флагами новой партии «СПРАВЖНІ ДІЇ», но сейчас он идет в мэры как самовыдвиженец. Мы решили узнать, чем живет самый скромный кандидат на пост градоначальника, и какие наполеоновские цели он ставит перед собой.
- Вы родились в Литве, детство и юность провели на Сумщине, длительное время служили в Одесском регионе. Что вас связывает с Запорожьем?
Я родился в Литве, но тогда это был Советский Союз. Моя мама и бабушка с Украины, дед с Беларуси, отец с России. Все смешалось, но на то время это было в порядке вещей. После развала Советского Союза мы переехали на родину в Сумы. Там я закончил школу, поступил в военный институт. Я кадровый военный и выбрал этот путь осознанно. После окончания, нас всех распределяли по разным регионам Украины. Так выпало, что меня в 2002 году распределили в Запорожье в 55-ю артиллерийскую бригаду. Я проживаю в Запорожье уже на протяжении 18 лет и считаю этот город родным.Именно здесь я познакомился с женой, тут родилась моя дочь.
- В 2014 году вы были одним из первых, кто пришел в военкомат и поехал на фронт. Что вами двигало в тот момент?
У меня был перерыв в службе, но в 2014 году, когда началась война я поехал на фронт. Я просто не мог сидеть дома, это было чувство патриотизма. Многие мои товарищи, с кем я учился, служил, получили ранения или же погибли. Я считал своим долгом пойти туда в числе первых. Гражданские люди бездумно погибали, они были необученные и нам нужно было передавать свой опыт. Конечно, были редкие экземпляры и среди нас, кто ложился в госпиталь, лишь бы не ехать, увольнялись, писали рапорта. Многие меня не поняли, когда я продал бизнес, переписал что-то на родственников, расстался с привычными благами и поехал в АТО.
- Вы жалели об этом шаге когда-либо?
Я никогда об этом не жалел, но другие говорили, что я сумасшедший, потому что предпочел поменять комфортную жизнь на войну, рискуя погибнуть. Кто-то считал, что я больной на голову. Это не фанатизм, это просто чувство долга. Я ведь присягу давал. Так я попал в город Волноваха. Мы там отвечали за определенный сектор, работали под Донецком. Сначала был заместителем командира дивизиона, потом был командиром, позже принял дивизион разведки. В 2018 году принял решение поступить в Национальный университет обороны Украины имени Ивана Черняховского. Так как без соответствующего образования карьерный рост был невозможен.
- Вы же военный институт закончили?
Да, я изначально закончил военный институт, но военная служба предполагает обучение едва ли не всю жизнь. На первом этапе - это тактический уровень, затем оперативно-тактический и стратегический. Нас постоянно готовят к более серьезным задачам. Я поступил в Национальный университет обороны Украины на стационарное обучение. В нашей группе было всего лишь 8 человек со всех вооруженных сил. Тогда пришлось переезжать в Киев и проходить там обучение. Я был командиром группы в университете. После года обучения министр подписал мое назначение в город Одессу в оперативное командование. Меня перевели на заочную форму обучения, и я переехал служить в Одессу. Обучение в этом году я закончил, но нахожусь на службе и при малейшей возможности возвращаюсь в родное для меня Запорожье. Такая практика у многих военных, не только у меня.
- И самый важный вопрос. Как подполковник ВСУ внезапно решил податься кандидатом в мэры без какого-либо политического бэкграунда?
Маленькая поправка – я уже полковник. В этом году, после окончания университета, мне присвоили это звание, но многие СМИ все еще указывают, что я подполниковник, потому что им негде брать информацию. Это мое первое большое интервью. Я всего лишь год в должности. От подполковника до полковника должен пройти срок в пять лет.
У меня нет политического опыта, но у меня есть боевой опыт. У меня в подчинении было большое количество людей. Например, в зоне АТО на должности командира дивизиона у меня было около полутысячи человек в подчинении.
Я считаю, что наш опыт можно воплотить в гражданской жизни. Мы принимали решения, от которых зависят жизни людей. На гражданке у них меньше ответственности, но они порой даже с этим не могут справиться. Я не могу мириться с этим, видеть, как грабят бюджет. Даже не нужно быть специалистом, чтобы понять, что идет тотальное воровство и коррупция. При таком бюджете можно было бы здесь построить новый город.
- Вы знаете, какой бюджет города Запорожья на 2020 год?
Годовой бюджет, насколько мне известно, составляет порядка 7,4 миллиарда гривен. На развитие инфраструктуры 1,4 миллиарда гривен. С таким бюджетом за 5 лет мы могли увидеть совершенно другой город. Я немного ознакомился с кандидатами, которые идут на должность городского главы, в подавляющем большинстве – это чиновники, депутаты, политики. Они ведь уже показали себя и свое бездействие на протяжении многих лет.
Экологический вопрос десятки лет никто не решает. То есть 5 лет ни городской глава, ни депутатский корпус, ни исполком не замечал, что город задыхается. Более того транслировали, что мы дышим воздухом как на Мальдивах, умышленно избегали вопросов загрязнения атмосферного воздуха в Запорожье. В добавок ко всему, подписывали формальный меморандум. И только за три недели до выборов, понимая короткую электоральную память избирателей, резко обеспокоились состоянием экологии.
Я четко понимаю, что органы местного самоуправления, имеют реальные рычаги влияния на решения экологического вопроса. Все они четко прописаны в законе Украины «Про местное самоуправления», «Про охрану окружающей среды».
Я не вижу желание решать этот вопрос. Я сомневаюсь в том, что лица ответственные за экологию не компетентны. Я уверен, что они имитируют бурную деятельность, другого ответа нет. Я изучаю экологический вопрос и понимаю, что все эти очистные сооружения на предприятиях не включают, поскольку это большие текущие расходы, невыгодные предприятию.
Для них деньги превыше жизни и здоровья людей. Загрязнение воздуха приводит к различным заболеваниям, в том числе и к онкологии. Не должны быть деньги дороже жизни и здоровья людей.
- Как вы считаете, мэр способен оказать влияние на промышленных гигантов? И в какой способ?
Я считаю, что мэр не просто способен, а обязан учитывая экологические реалии Запорожья, оказывать влияния на промгиганты. Для этого существует огромное количество механизмов: ЗУ «О местном самоуправлении», ЗУ «Об охране окружающей среды», ЗУ «Об оценки воздействия на окружающую среду», ЗУ «Про стратегическую экологическую оценку», а главное, это Соглашение про Ассоциацию Украины с ЕС, где четко определен принцип приоритета экологических интересов над экономическими.
- Важную роль играет не только сам городской голова, но и его команда. Предположим, что вам удалось победить на местных выборах. Есть ли у вас на примете люди, которым вы могли доверить управление городом?
Да, такие люди есть. Есть цель – сделать Запорожье современным и комфортным. И это не сложно – просто престать грабить бюджет и использовать его по назначению. Для меня главные качества - это профессионализм и порядочность. Многие люди устали видеть Запорожье серым и провинциальным. У них есть искреннее желание сделать город не хуже, чем Днепр, Харьков, Одесса, Киев.
- И как вы сами оцениваете свои шансы на этих выборах?
Я уверен, что если люди осознанно подойдут к голосованию на выборах, то у меня есть все шансы. Уверен, что у меня все получится.
- Совместно с вами избирательная комиссия зарегистрировала еще 10 кандидатов. На ваш взгляд, что вас отличает от этих людей?
Во-первых, я готов рисковать жизнью за Украину! У меня нет политического прошлого. У меня нет коррупционного шлейфа.
Во-вторых, я никогда не был во власти, беспартийный и никогда не участвовал в разграблении бюджета.
- Это можно расценить как в плюс вам, так и в минус
Я считаю, что это скорее плюс. Те, кто работал с бюджетом и работал в политике, и при этом ничего не сделал - имеет негативную историю. Опыт бездействия и воровства – это порочный опыт. У меня есть управленческий и боевой опыт, который сберег целостность нашей страны и спас жизни. Также у меня есть многочисленный опыт управления подразделениями и бизнесом. Депутаты и чиновники – не служат людям, их как кукол дергают за нитки партийные лидеры. Я независим, беспартийный, самовыдвиженец. Я никогда не воровал и не имел ничего с бюджета.
- При этом вы поставили перед собой сразу такую высокую планку – кандидат в мэры. Вы не думали о том, что для начала можно было попробовать себя в роли депутата городского или областного совета?
Я не считаю, что это высокая планка. Я готов к этой должности. Я получил соответствующее образование в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. Помимо, военного и юридического образования.
Знаете, почему люди даже неосознанно делают выбор в пользу новых лиц? Они говорят правду и люди это чувствуют.
- Изначально, насколько нам известно, вы были на бордах политической партии «Справжні дії». Сейчас вы заявляете, что самовыдвиженец. Что произошло?
Я иду, как самовыдвиженец. Я считаю, что эту партию незаконно сняли с предвыборной гонки.
- Сняли или она все же не успела подать документы для регистрации вовремя?
Партия подала их вовремя. Для подачи пакета документов использовали Государственную службу специальной связи. Так, как мы находимся в Запорожье, и партия региональная, а не всеукраинская, то было решено подать документы государственной почтой. Документы отправили 2 сентября в ЦИК. Регламент допускает срок на подачу документов с 1 по 6 сентября по новому избирательному законодательству. Срок доставки у них максимум три дня. Уже 5 сентября было обращение к главе штаба и нам никто ничего не говорил – привезли их или не привезли. По итогу мы узнаем, что у спецпочты якобы по дороге сломалась машина и за 4 дня не было подмены. Это же чушь полная. Так, как в партии все новички, то легко на этом деле «срезали». Я со всей ответственностью заявляю, что это обманными и незаконными действиями было сделано так, что эту партию не зарегистрировали. Они таким образом «срезали» порядка 7 партий по Украине, а все остальные партии ехали и на руки сдавали. Хотя нам известно, что были и такие, которые передавали документы из руки в руки, но их умудрились просто потерять уже в ЦИК.
- Изначально ведь в партии был другой кандидат, даже кандидатка. Почему ее сменили?
Татьяна Ковылина была главой штаба и была кандидатом в мэры, но насколько мне известно, она не справилась с регистрацией, а это была и ее, в том числе, зона ответственности.
Я никаким образом не влиял на партийные решения, и положительно отзывался от Татьяне Николаевне.
- Как вы пришли в партию «Справжні дії»? Как вы о ней узнали вообще?
Я знаю руководителя партии Сергея Данилова на протяжении последних 10 лет. Он мне предложил, объяснил идею и цели, и я согласился, потому что доверяю этому человеку. Он держит слово и люди вокруг такие же. Как сейчас помню, в 2015 году нам нужно было отправлять эшелон с нашей техникой, орудиями под Донецк. Отправка была с Николаевской области. У нас не было крепежного материала, а он нужен был нам очень срочно. Я за один день обзвонил всех, кого мог, и Сергей единственный, кто откликнулся и помог. Помощь была нужна не мне, это надо было стране. Если бы мы вовремя не отправили эшелон, то на передовой бы остались без необходимой техники.У нас были ситуации, когда артиллерии необходимо было подойти на самый передок, чтобы накрыть врага. Мы были в прямой видимости. Это неправильно, если тебя видит пехота противника, но это были вынужденные меры, и мы все относились с пониманием. Были периоды, когда не хватало людей и техники. Из 4-х БТРов, которые отправлялись на фронт ни один не доехал. Они поломались буквально на первых 60 километров. Собственно, два БТРа нам помогали отремонтировать в Запорожье. На первых порах на войне было очень сложно. Нас поддерживали волонтеры, чтобы дать нам возможность отстоять свою независимость и границы. Если бы не патриотически настроенные люди, которые отдавали последние деньги, то не было бы и страны. С Запорожья мы шли в АТО своим ходом, а не эшелоном. Так вот люди в селах выходили целыми семействами – бабушки, дедушки, матери, дети, они плакали, махали платочками и если на поворотах техника сбавляла ход, то люди бежали нам картошку нести. Вот такие люди среди нас. Они нас провожали, как в последний путь. На это было тяжело смотреть.
- Почему вы решили продолжить этот путь, как самовыдвиженец?
Я принял такое решение, вижу в себе силы, уверен, что могу изменить Запорожье. Для меня дико, что на выходные люди уезжают семьями из Запорожья, чтоб интересно провести время и подышать чистым воздухом.
Я хочу изменить, что-то к лучшему, побороть коррупцию. У меня нет ни перед кем обязательств, меня не дергают за ниточки, я не управляем никакой партией. Я военный человек. Военные все вне политики. Я уверен, что мэр должен заниматься развитием города, а не играть в политику.
Я когда пришел на обучение в военный институт, то я получил большой жизненный опыт. Помимо обучения, нас приучали к жесткому порядку. Если зубная щетка лежит в тумбочке не с той стороны, то ты идешь в наряд, если полотенце висит разрезом не к окну, то тебя снова ждет наряд. У нас большая часть политиков – это люди, которые выросли в тепличных условиях и они просто не знают, что такое порядок. Я сам по себе достаточно строгий руководитель, потому что в условиях войны просто не может быть по-другому.
- Назовите топ-5 приоритетных направлений работы, которые необходимо решить новому мэру в первую очередь
Первое – это побороть коррупцию. Важно, чтобы деньги шли по назначению, и работы выполнялись не по завышенным ценам. На сколько мне известно, бюджетные деньги осваиваются просто на бумаге или же вообще не осваиваются, возвращаютсяв Киев, а местные топ-чиновники получают откаты за неосвоенные деньги.
А те работы, которые проводятся редко проходят без возбуждения уголовных дел. Таких примеров масса.
Моя задача – уничтожить коррупцию. Необходимо максимально поддерживать и способствовать работе местных предприятий и предпринимателей. Создать комфортные условия ведения бизнеса. Как результат мы получим увеличение наполняемости бюджета, увеличение количества рабочих мест.
- В вашей предвыборной программе вы настаиваете на проведении изменений в сфере медицины, транспорта, социальной сферы и есть несколько тезисов про образование. Было стойкое ощущение, что вы их позаимствовали их у вашей предшественницы, так ли это?
В своей программе я перечислил острые проблемыЗапорожья.Все эти проблемы вы встретите и у других кандидатов, так как мы живем в одном городе и это не значит, что кто-то у кого-то заимствует.
- У вас же был даже опыт преподавательской деятельности в учебном заведении. Где вы работали?
Я преподавал в ЗНТУ право. Это было совсем недолго.
- Мы посмотрели вашу декларацию за 2019 год и возникли вопросы по жилью. Вы декларируете только два земельных участка в Запорожском и Вольнянском районе, но при этом не указываете ни на праве аренды, ни на праве пользования какую-либо другую недвижимость - ведомственную или членов семьи. Почему?
У меня своей недвижимости нет. В Одессе я останавливаюсь у товарища, а в Запорожье у членов семьи. Я должен декларировать только то, что имею.
- В своей е-декларации вы указываете о наличии пяти автомобилей и один из них это Tesla Model S за 1,2 миллиона гривен. Как вам удалось заработать на это авто?
Tesla у меня в лизинге. Это собственность банка, пока я не выплачу за нее деньги.
- Почему именно Tesla?
У меня нет денег заправлять автомобиль по этим сумасшедшим ценам. И Tesla она ведь не новая, а 2014 года. Остальные авто они у меня тоже б/у.
- Ваши сослуживцы, коллеги-военнослужащие поддерживают ваше стремление идти в политику?
Да, конечно. У меня есть уверенность, что военные проголосуют за меня. Да и все силовые структуры.
- Сумма залога для кандидата в мэры для Запорожья составляет 125 900 гривен. Вы вложили свои деньги или вам кто-то оказывал поддержку?
Мне помог мой близкий друг, предприниматель Сергей Данилов.
- Кого вы считаете своим самым главным конкурентом в этой предвыборной гонке?
Махинацию. Если мы говорим о конкретных фамилиях, то это действующий мэр и кандидат от президентской партии.
- Ваша семья поддержала идею баллотироваться на выборах или они были против?
Я тут буду совсем краток. Моя семья отнеслась к этому положительно.
- Вы сейчас служите по контракту в ВСУ. Предположим, что вы одержали победу на выборах. Что вы будете делать с контрактом?
По законодательству, насколько мне известно, я буду откомандирован на 5 лет. А потом я возвращаюсь на свою должность, если она занята, то мне предложат равнозначную должность в ВСУ. То есть, военнослужащих не ограничивают в правах, дают возможность избираться и быть избранными.
- У вас очень много наград: медалей и знаков отличий от ВСУ, Минобороны, областного значения. Они для вас что-то значат?
Да, конечно.У меня есть знаки отличия Министерства обороны и начальника Генерального Штаба. Они на кители висят у меня, и я его надеваю на официальные мероприятия.
- Вы не так давно зарегистрировались в социальных сетях, стали публично давать интервью. Как вы относитесь к критике, хейту?
Я не публичный человек.Некоторые слова, адресованные мне, конечно, расстраивают. Например, есть люди, которые пишут: «Да что вы сделали…». Я вообще-то жизнью рисковал, чтобы мы все вместе мирно жили. Я поехал защищать страну, когда многие сидели дома. Кто-то считает, что я не справлюсь с этой должностью, но с другой стороны я управляю большим количеством людей и могу принять важное решение за считанные минуты. А многим чиновникам пяти лет не хватает, чтобы решить мелкие вопросы, не говоря о серьёзных проектах.
И очень жаль, что покрашенная лавка, посаженое дерево, за месяц до выборов – это более существенный вклад, чем защита родной земли на протяжении 6 лет.
Местные выборы – это время расставлять приоритеты и определяться как мы будем жить следующие 5 лет. Нельзя относится к этому вопросу легкомысленно. Очень надеюсь, что люди примут взвешенное решение и поддержат меня.