Запорожский транспорт: вперед — в прошлое (ФОТО) - 061.ua

Запорожский транспорт: вперед — в прошлое (ФОТО)

Эта статья открывает небольшой цикл материалов общественной инициативы "Воля Запорожская", посвященных анализу городской транспортной системы Запорожья. Материалы подготовлены в ответ на участившиеся зимой 2013 года случаи ДТП с участием маршруток.

Маршрутчики винят скользкие от неубранного снега дороги. Городские власти обвиняют водителей в неопытности. В чем же на самом деле причина возросшего количества ДТП, и как это можно исправить?

Здесь и далее мы рассмотрим роль транспортной системы в жизни города, различные варианты сценариев развития или деградации транспортной системы. Для того, чтобы составить представление о том, как и куда движется Запорожье Транспортное.

Что происходит?

После развала Союза в транспортной системе многих городов начались перемены — мало-помалу маршрутки (автобусы малой вместимости) начали отвоевывать городские перевозки у привычных автобусов и троллейбусов. Так происходит и происходило не только в Запорожье.

Ключевых причин происходящего две.

Первая — начинающийся коллапс городского транспорта, в отсутствии развивающих факторов. Городская транспортная система — сложный многоуровневый механизм, который требует постоянной заботы и развития. Его нельзя «оставить в покое» и ожидать при этом, что система останется неизменной. Речь не только о подвижном составе — всю систему необходимо развивать в комплексе: дороги, развязки, выделенные полосы, изменения маршрутов, систем оплаты, etc. Постоянно отслеживать, изучать и модифицировать. Это прямая задача городских властей и местного транспортного управления.

Фото с сайта dubovka.com.ua

В не самые сытые для города и страны годы на это просто не было средств. Потом стало немного легче, но за эти годы сильно поистрепались сами автобусы и троллейбусы — требовались инвестиции в их ремонт и модернизацию. Еще одна традиционная бюджетная дыра – асфальтное лобби. Любимые наши работы, которые выдают за «развитие инфраструктуры» – бесконечный и беспощадный ремонт дорог. На это деньги всегда находятся. А не хватает, так даже кредиты берем. Только дороги, у нас заговоренные – все никак не хотят чиниться. Кроме того, усиливалось влияние идеологии рынка, и это не могло не коснуться транспортной системы – начала зарождаться конкуренция на рынке перевозок.

Параллельно у людей стали появляться деньги и росло число пользователей личных автомобилей. Больше автомобилей — больше потребности в парковочных местах на тех же дорогах, на том же проспекте. То есть, с одной стороны, дорожное пространство сужается, и потребность в маневренности возрастает, с другой — количество самих маневрирующих увеличивается. Дорога в городе становится все более «агрессивной».

Тут и появляются автобусы малой вместимости — они действительно более маневренны и, главное, наиболее весомое преимущество для городских властей — они организовываются сами! Им не нужны инвестиции в развитие — хочешь, бери маршрут, не хочешь – возьмет кто-то другой. Меньше ответственности перед горожанами — виноват всегда частный перевозчик, а не коммунальное предприятие. То есть маршрутки — как основа транспортной системы города, заведомо предполагают уменьшение регуляторной функции городских властей.

Вторая причина — экономическая. Сам не задумывался о масштабах, пока не наткнулся на пост транспортного эксперта Антона Буслова. Вкратце, схему он описывает примерно следующую. Городские транспортные предприятия платят налоги за трудоустроенных сотрудников, больничные, отпускные, декретные — фиксируют собственные доходы и расходы, перевозят льготников в полном объеме. Это хлопотно и дорого. Маршрутки же — практически фабрики по «отмыванию денег». Сколько денег заходит в транспортную систему и сколько выходит? Как знать. Нет никакого учета пассажиров и наличных денег. Видели объявление «Нужны водители со своими автобусами»? Почти каждый маршрутчик — частный предприниматель.

Работает, ремонтируется и следит за своим здоровьем самостоятельно, не проходит никаких проверок перед выходом на рейс, работает исключительно на наличке, платит дань держателю маршрута,  и главное, не ведет никакой отчетности. Взамен, держатели маршрута лоббируют маршрутное движение в городе в мэрии и муниципалитете. Сколько стоит это лоббирование? Сколько денег ежемесячно крутится в этой системе, гордо именуемой «городским транспортом», и уходит от налогобложения, сие ведомо только тем немногочисленным лоббистам, которые друг у друга, через третьих юрлиц выигрывают тендер за тендером на пассажироперевозки.

Порой, маршруточное лобби настолько сильно, что полностью закрывает троллейбусное, или трамвайное движение. Например, сейчас в Тольятти мэр проводит кампанию, нацеленную на ликвидацию троллейбусов. А в Воронеже такому же лобби удалось полностью задавить трамвай, и серьезно подмять троллейбусы.

Не знаю, в деталях, как все устроено именно в Запорожье. Наверняка, в каждом городе есть какие-то свои нюансы и особенности. Но детали не так важны сейчас, важен принцип организации транспортной системы города в целом – для кого она работает, для города, или узкого круга «бизнесменов»?

маршрутка

Воронеж — город победившего «маршруточного лобби». Временно, будем надеяться.

Микроавтобусы для пассажирских перевозок применяются в неразвитых странах: в России, Украине, в странах Африки, Юго-Восточной Азии. В более развитых Европейских странах, вместо маршруток, развивают электротранспрорт, пригородный рельсовый транспорт, велоинфраструктуру. Для справедливости — маршрутки там тоже встречаются, но это исключительные и малочисленные случаи.

Ключевой вид ОТ в Маниле, Филиппины — маршрутки, переделанные из американских списанных военных джипов.

Ну и что ж тут такого, может это естественный процесс. Действительно, «а какое наше дело»? Ну, на маршрутке я доеду, или на троллейбусе? Так маршрутка маневренней, быстрее и комфортней. С чего бы меня волновали старые троллейбусы и льготные категории пассажиров.

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно поинтересоваться опытом и историей создания более развитых транспортных систем европейских городов. Все то, что мы наблюдаем сегодня, они прошли в 60-70-х годах прошлого столетия. У них были точно такие же проблемы, только на несколько десятилетий раньше. Сегодня, многие из них, нет, не решены, а как осторожно заявляют мэры и транспортные министры — «находятся под контролем». Это у них-то, ага. Как же тогда нашу ситуацию назвать? О каких конкретно именно проблемах идет речь?

1) Кризис дорожного пространства

Сколько дорожного пространства требуется, чтобы перевезти определенное количество пассажиров в единицу времени? Этот ответ различен для разных видов транспорта, ответить на него можно одним плакатом.

Это Греция, но такие же плакаты выпускаются в Америке, Великобритании… Количество частных автомобилей растет ежегодно. Можно предположить, что строительство и расширение дорог решит эту проблему. Но, во-первых, дороги в городах можно расширять не бесконечно, во-вторых, дорог все равно не хватит на всех. Автомобили заполняют город, словно газ — сосуд, то есть полностью. Проблемы бесконтрольного роста численности частных автомобилей не удалось решить увеличением плотности дорог нигде в мире! Причем, в тех же Нидерландах, Германии, количество автомобилей на душу населения значительно выше, чем у нас, а пробки – исключительное явление.

2) Количество ДТП

dsc_0255_135772478124

Чем больше насыщенность транспортного потока — тем больше ДТП. Маршрутки — не редкие участники ДТП, потому что у каждого маршрутчика есть план на день, который должен быть выполнен любой ценой, и потому, что далеко не всегда водители опытны и уравновешены. Последнее обосновано тем, что водителей хватает и отбор не так уж и суров — это не Лондон, где к работе таксиста нужно готовиться два или три года. Кроме того, многие маршруты идут по одной из самых выгодных транспортных артерий — проспекту Ленина.

Тут наступает пик конкурентной среды. Зазеваешься — поедешь на район «пустой». В результате, маршрутки подолгу стоят на популярных остановках, слетаясь как рыбы к корму в аквариуме, агрессивно сигналя и расталкивая друг друга. А затем, несутся наперегонки к следующей остановке, перестраиваясь из ряда в ряд как на симуляторе. Такое агрессивное вождение — вынужденная мера для самих маршрутчиков — деньги-то зарабатывать нужно.

Но конечно, это не оправдание, ни для ДТП, ни для, тем более, невинных жертв. Наивно полагать, что систему можно поменять «воспитав» водителей, или введя какой-либо контролирующий инструмент. Водители троллейбусов и трамваев значительно реже попадают в ДТП не столько потому, что они выше классом, сколько потому, что доход их не зависит напрямую от того, сколько пассажиров они перевезли, но зависит от оклада и количества смен. У них нет никакой необходимости в суетливом и агрессивном вождении. Именно система, основанная на зависимости от количества пассажиров, и делает маршрутки такими опасными на дороге.

3) Экология

0_a1468_d1f9dce0_XXL

Высокая насыщенность пространства автомобильным транспортом, часто, не соответствующему экологическим нормам, агрессивное вождение, повышающее количество выбросов, «вырезание» зеленой зоны и придворовой территории под парковку — все эти факторы только ухудшают и без того непростую экологическую ситуацию в металлургическом городе. У нас радостно, если выбросы «в пределах нормы», говорить о каком-то улучшении экологической ситуации пока не приходится. Более того, многие факторы просто не отслеживаются: уровень загазованности автомобильными выхлопами, уровень шума на центральных улицах в часы пик – до этих показателей ни у кого не доходят руки.

Всех этих недостатков лишен электротранспорт, в особенности рельсовый. И дело не только в полном отсутствии выбросов. Представляю ваши удивленные глаза — «как, а трамвай ведь звенит как ведро с болтами!» Проблема трамвайного шума — это проблема уложенных по доисторической технологии рельсов. При нормальной организации полотна — трамвай практически бесшумен. Глянем-ка для примера ролик относительно свежей трамвайной линии в Бергене.

Сам ролик о системе трамвайных светофоров, которые управляются водителем из кабины. Но в нем замечательно слышен контраст между шумом движения трамвая, голосами участников и, внимание, скрипом дворников по стеклу. Делайте погромче, не бойтесь!

4) Льготные категории пассажиров.

Маршрутки не хотят и не желают справляться с перевозками льготных категорий пассажиров – денег-то на них много не заработаешь. В результате, практически всех льготников возит Электротранс, который и без того находится в крайне неравных условиях себестоимости поездок. Ах, да, еще каждый пассажир маршрутки, от мала до велика, ежедневно имеет честь наблюдать, как пенсионеры и ветераны, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и инвалиды стыдливо, словно милостыню, спрашивают у водителя: «Льготное можно?». Каждый день! В 80% случаев, чтобы услышать привычное, чуть грубоватое: «занято уже». Мы еще не видим на инвалидных колясках ребят – они не особо подъезжают на остановки – в маршрутку им не попасть никак.

Может показаться, что это не самый существенный фактор. Так, мелочь. Ну, сколько там этих льготников и инвалидов? Пусть дома сидят! На самом деле, они часто дома и сидят. И поэтому нам кажется, что таких людей немного. А их очень много. И они не могут жить полной жизнью, часто не могут работать, из-за проблем с транспортом. Важный показатель зрелости транспорта – доступность для людей с ограниченными возможностями. Среди которых, кстати, и дети и люди престарелого возраста. Наши дети, наши родители, наши бабушки и дедушки.

5) Экономика

x_7a37ce93

Тут нас ожидает небольшой сюрприз. Дело в том, что стоимость проезда можно рассматривать под разными углами. И себестоимость, которую объявляет перевозчик – только один из них. Дело в том, что нормализация и ускорение транспортных процессов, приводит к существенному росту экономической активности и интенсивному экономическому развитию. И не только за счет увеличения скорости оборота средств, хотя это основной фактор.

Но и за счет: снижения транспортной усталости работников и повышения эффективности труда, сокращения медицинских расходов, связанных с неудовлетворительной экологией и ДТП, сокращение числа онкологических заболеваний – отдельной статьей, снижение расходов на коммунальные услуги связанные с уборкой города, повышение туристической привлекательности города и т.д. Плюс, все это совокупно повышает налоговые поступления. Каждый из этих факторов дает свой прирост экономике города. Именно всего города – в этом и соль! Этот экономический прирост трудно «прихватизировать» и направить в отдельные карманы.

 Это бонус всему городу сразу. Именно поэтому, в европейских странах городские и национальные власти охотно инвестируют в развитие транспортной системы. Именно поэтому, стоимость билета там, сбалансирована таким образом, чтобы выводить систему на уровень самоокупаемости, а не прямой прибыли. Потому что «вторичная прибыль», прибыль для всего города и всей страны, перекрывает расходы на содержание, исследование и развитие транспорта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Происшествия
В пятницу, 15 февраля, в Александровском районе Запорожья столкнулись фура и трамвай. Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции. ДТП случилось около 18:00 недалеко от дома по Почтовой, 85. 41-летний водитель грузовика "Mercedes-Benz" не придерживался бокового интервала, из-за чего и столкнулся с трамваем. На водителя Mercedes полицейские составили протокол по ст. 124 КУоАП Напомним, несколькими часами ранее водитель другого авто врезался в иномарку,...
Происшествия
Сегодня, 15 февраля, в Запорожье на улице Украинской столкнулись две иномарки и маршрутка. Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции. ДТП случилось сегодня после полудня. Водитель "Ford Focus" не выбрал безопасную скорость движения и дистанцию, из-за чего врезался в "Kia Сerato", который остановился, чтобы пропустить встречный транспорт при повороте налево. После этого "Ford Focus" продолжил движение и врезался в маршрутку №23, которая ехала в попут...
Общество
12 февраля коммунальное учреждение "Територіальне медичне об'єднання "Обласний центр екстреної медичної допомоги та медицини катастроф" Запорожского облсовета заказало предприятию "Фірма МІТ" услуги по обработке данных за 785 700 гривен. Об этом сообщает 061 со ссылкой на систему электронных закупок "Прозоро". Предприятие должно будет обеспечивать в течение 10 месяцев и 18 дней комплексное обслуживание программно-аппаратного комплекса «Автоматизированная с...
Происшествия
В Бердянске на Мелитопольском шоссе образовалась огромная трещина. На данный момент движение транспорта от “Южгидромаша” до перекрестка с улицей Ярослава Мудрого перекрыто. “Мы наблюдаем на участке Мелитопольского шоссе очередные подвижки грунта, которые выражены новыми трещинами на асфальте. Чтобы определить причину, нужно немного времени, нужно поднять схемы на которых размещены коммуникации. Это могут быть и старые сети теплосети, и ливневые канализацо...
Происшествия
Ветеран войны в Афганистане Владимир Блинов награжден орденом «За слуги» III степени. Соответствующий указ опубликован на сайте президента Украины. В тексте документа Блинов указан как заместитель главы общественной организации «Запорожская областная ассоциация ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов)», а также участник боевых действий в Афганистане. Президентский указ награждает также еще 35 афганцев, представляющих общественные организации ве...
Происшествия
В Запорожье сотрудники СБУ задержали двоих должностных лиц предприятий области, подозреваемых в вымогательстве 700 тысяч гривен. В ходе задержания была изъята вся сумма. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры Запорожской области. По материалам следствия, деньги требовали за беспрепятственную передачу имущества, которое было продано государственным исполнителем. Речь идет об арестованном холодильном оборудовании, выставленным на аукцион. По сообщению про...
Происшествия
В Киеве задержан участник предполагаемого покушения, которое произошло в мае прошлого года в Запорожье. Об этом сообщает пресс-служба ГУНП Запорожской области. 23 мая по улице Петра Третьяка в Бородинском микрорайоне неизвестные обстреляли автомобиль с водителем и пассажиром. Последнего ранили в ногу. По сообщениям СМИ, стреляли в бизнесмена Игоря Дейнегу. Задержанный в Киеве в прошлом участник АТО. Ему 29 лет. Он был объявлен в розыск в январе этого года....
Новости компаний
Інформаційна компанія «Інфоіндустрія» у партнерстві з Українським проектом бізнес-розвитку плодоовочівництва UHBDP, який фінансується Міністерством міжнародних справ Канади, співфінансується та реалізується Менонітською Асоціацією Економічного Розвитку (MEDA), а також за підтримки Міністерства аграрної політики та продовольства України запрошують Вас долучитися до конференції-виставки: «Сучасне тепличне господарство 2019». Захід відбудеться 16 лютого 2019...
АФИША
Еще совсем немного, и закончится последний рабочий день на этой неделе. Мы призываем не сидеть дома сложа руки, а идти и жить интересную жизнь :) 061 традиционно подобрал для вас десять интересных событий на любой вкус. Все мероприятия описаны в хронологическом порядке. Итак, чем заняться 16 и 17 февраля: 1. Экскурсия и дегустация на пивзаводе Carlsberg Ukraine Когда: в субботу с 11:00 до 12:10 (встреча в 10:30) Где: остановка "Турист" (автобаза "Турист")...