Есть ли у ребенка задержка в развитии? Как это понять и что делать?
Когда ребенок маленький (1–1,5 года), семья может заметить, что что-то не так: например, он не реагирует, когда его зовут по имени, плохо или вообще никак не контактирует с другими детьми,делает только то, что хочет;могут быть усилены истерики.
В таком случае нужно присмотреться повнимательнее.
Возможно, у ребенка аутизм, гиперактивность, дефицит внимания, сенсомоторная или моторная алалия (задержка развития).
Объясняет Наталья Стручек, директор специализированного сада для детей с ментальными особенностями «Дитина з майбутнім».
К каким специалистам следует пойти на обследование и консультации?
Сначала – к неврологу. Ищите такого врача, который в работе сталкивается с детьми с особенностями развития.
Если пошли к неврологу, сделайте энцефалограмму. Даже осмотр невролога часто не может объективно и полностью оценить состояние ребенка.
Врач не может просканировать мозг и сказать, есть ли там какие-то незрелости; может, это чисто поведенческие проблемы или педагогическая запущенность.
Если у ребенка есть особенности развития, энцефалограмму надо делать как минимум раз в полгода. Это помогает разрабатывать правильную программу развития ребенка.
Обязательно нужно посетить гастроэнтеролога. Дети с особенностями развития часто имеют проблемы с избирательностью в еде; может быть непереносимость каких-то продуктов, аллергии.
Если зацепки есть, далее в программе обследований – иммунолог. Там другой скрининг, другие анализы. Ребенка обязательно должны посмотреть генетики. Если у ребенка аутизм, нужно сходить к психиатру. Все имеет значение.
На анализы родителей должен направить врач, к которому они потом вернутся с результатами и составят вместе с ним план работы. И такой план нужно составить с каждым специалистом.
Если малышу полтора-два года, главную функцию может взять на себя психолог, мама может помогать как социальный педагог, папа будет физическим реабилитологом. Это может быть хорошим стартом.
Аутизм, алалия, гиперактивность ребенка – комплексные расстройства, и преодолевать их надо комплексно. Здесь нужны и физическая реабилитация, и психолог, и дефектолог, и логопед, и социальный педагог. Каждый работает в своей зоне.
При этом нельзя рвать ребенка на части: специалисты должны работать вместе, обмениваться информацией. Например, киевский детский сад «Дитина з майбутнім» два года назад запустил уникальную программу дистанционной коррекции «Наша дитина» для детей, не имеющих возможности учиться в Киеве. В течение нескольких дней ребенка тестируют, с ним работает целая команда педагогов и формируется индивидуальная программа развития на 6 месяцев.
Этой программой могут пользоваться самостоятельно, как родители, так и отдельные специалисты, которые уже работают с ребенком. По информации Натальи Стручек, родители довольны и количество семей, которые пользуются программой, растет с каждым днем. Педагоги в свою очередь имеют возможность поделиться своим почти 10-летним опытом ежедневной работы с особыми детьми с каждой семьей по всей Украине.
Помните, что ребенком надо заниматься с детства, а не ждать, пока он подрастет.
Тогда благодаря раннему вмешательству и коррекции он может даже не попасть в категорию детей с особенностями.
Ведь есть дети с легкой степенью, которым требуется только социальная помощь, и они хорошо развиваются.
050 352 90 97