Алексей Лебедев: «Запорожсталь» продолжает экологическую модернизацию
Тема экологии для Запорожья – весьма актуальна. Как и любой другой современный промышленный город, наше Запорожье ощущает определенную техногенную нагрузку. Каков вклад металлургического комбината в природоохранную деятельность – об этом мы спросили у директора по капитальному строительству и инвестициям «Запорожстали» Алексея Лебедева.
- «Запорожсталь» постоянно информирует о своей экологической модернизации и новых природоохранных объектах. Но запорожцы нередко видят задымленное небо над заводами. Как вы это прокомментируете?
- Прокомментирую очень просто. В Запорожье сегодня располагается большой производственный комплекс, который, кроме «Запорожстали», включает в себя еще две сотни предприятий. Характеризовать их работу я не вправе, а вот об экологической модернизации «Запорожстали» расскажу с удовольствием.
«Запорожсталь» уже решил 60% своих экологических вопросов. Это означает, что за шесть лет, инвестировав в экологическую модернизацию 10,6 млрд гривен, мы полностью реализовали крупные экопроекты – оснастили новыми аспирационными системами агломашины и доменные печи, построили и запустили в работу современную прокатную линию. Мы также воплотили не один десяток не таких масштабных, но достаточно эффективных с экологической точки зрения решений.
Оставшиеся 40% - это самый большой, дорогой и самый серьезный из существующих вопросов «Запорожстали» - модернизация сталеплавильного передела.
Нам нужен кислородно-конвертерный цех, и мы уже немало сделали, чтобы он появился у нас. Но нужно трезво оценивать сегодняшние реалии: одного желания комбината для привлечения миллиардных долларовых инвестиций – мало. Внутри страны нет финансовых институтов, способных прокредитовать «Запорожсталь» на два миллиарда долларов с умеренными кредитными ставками. Отсутствие дешевых денег в Украине – проблема общеизвестная. Не спешат с предоставлением кредита на такую крупную сумму и иностранные инвесторы – страна с нестабильной экономической и политической средой не вызывает доверия.
Кстати, о дыме, который мы видим. Опять-таки оговариваем, что речь идет только о «Запорожстали». Что видит горожанин – дым или пар? Вспоминаем школьный курс физики. Пар – это конденсат воды, который выглядит, как белый дым, особенно при низких температурах. А дым – это уже относится к выбросам. Именно с его снижением мы и боремся.
- Какие проекты вы можете выделить как приоритетные для «Запорожстали»?
- Все природоохранные проекты – ключевые для «Запорожстали».
Мы работаем системно, постепенно снижая воздействие на окружающую среду. Особое внимание - аглодоменному переделу. Например, оснастив все шесть агломашин современными, мощными газоочистками, мы перешли к аспирационным установкам их хвостовых частей: они были реконструированы не так давно – около десяти лет назад. Работают в соответствии с нормами украинского природоохранного законодательства и разрешениями, но мы равняемся на более жесткие, европейские экологические нормы. Поэтому уже сейчас работаем над их заменой на более современные.
Далее. Мы системно работаем над рециклингом отходов металлургического производства. В целом, «Запорожсталь» перерабатывает до 90% основных видов отходов. В производство возвращаются железосодержащие отходы сталеплавильного производства. Доменный шлак полностью перерабатывается и реализуется для нужд строительной отрасли. Остальные 10% отходов перерабатывают лицензированные компании и частично хранят их на специально отведенных полигонах. Уточню: за последние пять лет мы переработали более 10 млн тонн отходов металлургического производства.
Точечные аспирации – еще одно эффективное решение для улучшения состояния воздушного бассейна. Мы оснастили производственные линии аглофабрики новым очистным оборудованием – в местах, где происходит перегрузка сырья и, соответственно, есть риск пыления. То есть наша тактика: сначала реализовать самые масштабные и значительные проекты, после – внедрять не менее необходимые точечные проекты.
- Какие проекты планируете реализовать в 2019 году?
- В этом году уже введен в эксплуатацию комплекс по перехвату промышленно-ливневых вод, их очистке и возвращению в производство для повторного использования. Это позволило нам отказаться от сброса вод в объеме более 5 млн кубометров в год и, соответственно, снизить забор свежей воды. По своей значимости для оздоровления Днепра этот проект стоит наравне с новой травильной линией НТА-4 и современными энергоэффективными градирнями, которые мы запустили ранее.
Мы продолжаем работу по реконструкции аспираций перегрузочных узлов аглоцеха.
И конечно же, приоритет №1 для «Запорожстали» - строительство кислородно-конвертерного цеха. Сейчас комбинат за свои средства ведет работы по переносу участка Северного шоссе, уже во втором квартале текущего года запланировано открытие здесь движения. Компания Метинвест Инжиниринг отвечает за строительство производственной части проекта «под ключ».
- Расскажите подробнее о строительстве нового участка Северного шоссе.
- Все великое начинается с малого, так и здесь. В рамках строительства ККЦ мы переносим участок Северного шоссе протяженностью почти 3 км – от кольца по ул. Диагональной до ул. Финальной. Новая городская магистраль будет иметь четыре полосы – по две в каждую сторону, а значит, существенно вырастет ее пропускная способность. Кроме того, новое Северное шоссе получит пешеходную дорожку и современную систему отвода ливневых стоков.
Еще один несомненный плюс новой дороги – она будет проходить не через промышленную зону, как сейчас, а огибать ее. В рамках строительства мы также выполним работы по озеленению.
Комбинат инвестировал в строительство новой дороги более чем 200 млн гривен.
Что касается движения общественного транспорта по Северному шоссе, горожанам волноваться не стоит: управление по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского городского совета уже разработало новые маршруты и графики движения, по которым будут осуществляться пассажироперевозки.