Опальный священник Игорь Савва о конфликте с Московским патриархатом: "Там могут сказать про ДНР - “наши”, а про Порошенко - “каратели”

12 марта священника Московского патриархата Игоря Савву лишили парафии при 9-й горбольнице Запорожья из-за проукраинской позиции: он отказывался упоминать в проповедях российского патриарха Кирилла и молился за украинскую армию. 061 пообщался с отцом Игорем и узнал, как развивался этот конфликт, и что его приход собирается делать дальше. В этом интервью всплывают и странные слайды с презентации на Соборе, и внутренняя политика Московского патриархата, и даже истоки "Радомира".

"На службе я сказал последнее слово. Я готовился к этой проповеди, сначала даже думал обращение записать, потому что людям нужно объяснить, ведь они не понимают, в чем дело, - говорит отец Игорь. - У нас существует такое трагическое разделение: “священник - священники и епископы” - это один мир, а “священник и прихожане” - это другой мир. Прихожане видят священника как такой авторитет, покровителя, идут к нему за советом и даже не подозревают, что этот же священник с епископом и своими собратьями становится совершенно другим человеком. Он становится такой бедный, несчастный, боящийся всего - приходится вести двойную жизнь. Я хотел это получше сформулировать и объяснить.

Проще сказать, что изгнание нашей общины связано с тем, что я как священник и люди видели в сегодняшних украинских событиях то, что мы с вами видим - идет процесс восстановления Российской империи или Советского Союза, Россия стала агрессором. И то, что это нападение такое подлое и подспудное, совсем не делает его безобидным.

Мы видим это так, этим живем, об этом говорим с прихожанами, хотя в этом стараемся не участвовать, не поддерживать, не распространять конфликт, а наоборот - осознавая это, осознавая причины, ослабить, уничтожить. Поэтому и молимся за защитников. Но в нашей среде священнической царит другая атмосфера, другое виденье, хотя на публику это и не выносится".

- Церковь заявляет, что она в стороне от политики - действительно, христианство дало десакрализацию власти. Но ведь на самом деле очень часто церковь разными способами влияет на политические события. Так какова должна быть позиция церкви?

- Стоит определиться: есть понятие “политика” как борьба за власть с привлечением любых методов и средств - в таких случаях церковь не должна участвовать по определению. А есть “политика” в смысле “общественная жизнь”, “общественная деятельность” - в такой политике церковь не может не участвовать, потому что она пришла в мир - не в пещеру, не в келью, а в мир, где люди ходят по улицам, в магазины, женятся, растят детей. То есть церковь должна быть в гуще этой политики. Если мы так разделим, то станет понятно, что можно, а чего нельзя.

Такое положение, как сейчас, сложилось, потому что церковь понимает политику как партийную: получается, что она каким-то образом незаметно для священнослужителей и мирян стала на сторону одной политической силы.

Когда был Янукович, церковь считала, что нельзя посягать на правительство, потому что оно от Бога. Когда Порошенко - считает, что правительство не от Бога, и надо на него посягать.

То есть дело совсем не в позиции по отношению к государству или по отношению к президенту, а по отношению к конкретным партиям, конкретным лицам. И это один из поводов для того, что жизнь в церкви для меня лично стала невыносима.

В священнической среде совершенно другие оценки: там могут сказать в обычной беседе про ЛНР, ДНР - “наши”, а про Порошенко - “каратели”. Совершенно российские формулировки. Это обычное дело. Поэтому, когда человек имеет другой взгляд, он становиться изгоем в церкви. Так получилось с отцом Анатолием, так получилось и со мной.

Поэтому какие бы причины ни писали в официальных бумагах,  все дело в том, что я и моя община стали чужеродным органом именно в этой церкви именно в этих условиях. Очень много зависит от архиерея. Я на своем веку пережил трех архиереев. В 2004 тоже страшное творилось в церкви, начали всех заставлять за Януковича голосовать. Но тогда было более спокойно. Мы существовали в своем приходе, не особо нас этим изгойством доставали - мы 19 лет в этом приходе. А сейчас все намного жестче: вытаскивают на свет всех нас с нашими убеждениями, ставят нас на виду, позорят на собрании. И поэтому это становится невыносимо. Отец Анатолий прослужил 3 года, если не ошибаюсь, и уже не выдержал. Я служу 24 года - и только сейчас не выдержал.

Просто я другого поколения, еще советского. Люди моего поколения привыкли гнуть спину и терпеть.

- Когда ситуация обострилась?

Впервые вопрос резко встал как раз в 2004 году. Я помню момент, когда началась какая-то смута между священниками. Одни искренне восприняли то, что они на стороне Януковича, другие как-то боязливо восприняли (“а надо оно нам, не надо…”), большая часть таких пассивных. А буквально пару человек восприняли с недоумением и в панике. Помню, я по-дружески пожаловался одному священнику (я не привык, что могли так разделиться, что прям гражданская война в церкви). Я высказал ему мысль, что мы же занимаемся другим делом, у нас же есть какой-то базис - мы говорим о Христе, мы его последователи, у нас есть Евангелие, у нас есть такой огромный общий пласт, что, может быть, наши различия политические не должны всю нашу жизнь разделить. Ну, верите вы в Януковича, я буду верить в перемены, но у нас есть и что-то общее. Я помню, что конкретные священники в недоумении воспринимали мои слова: они уходили, старались не разговаривать на эти темы.

А в наше время это был уже 2014 год, когда начался Майдан. У меня есть один друг, правда, виртуальный - киевский священник, мы никогда не встречались. И он написал обращение к Майдану с точки зрения духовного лица, священника об отсутствии агрессии, о ненасильственном сопротивлении и попросил всех подписывать. Подписало священников 20 со всей Украины, и я в том числе. Все это дошло, конечно, до архиерея. Он меня вызывал, ругал и даже отстранял от служения. Но быстро оттаял. Я был в недоумении и публично на собрании спросил: “А вы читали это обращение?”. Он ответил, что не читал и читать не хочет. Я не понимал, так а за что запрещать, за что ругать вообще? Там христианское обращение... И мне ответили: “А вот потому что оно не за Януковича”. И после этого пошли собрания епархиальные, где песочили меня в частности.

Я не один такой был. Немного таких было, четыре человека: один уехал в Киев, один закончил служение недавно, я и еще один остался.

- В статье на сайте епархии написано, что вы изменили свои взгляды после Собора 10 января. Что произошло и что поменялось?

Это было епархиальное собрание - сейчас его делают с присутствием верян. Модель поместного собора, только в епархии. И чтобы веряне все видели - для популярности. Там не было ничего такого особенного, кроме того, что касалось нас с о. Анатолием и еще одним человеком, который пока остался. Собрание сопровождалось презентацией на экране.

И в этой презентации видим следующий кадр: наши портреты, а над нами какой-то страшный дьявол.

А после этого тоже был кадр очень интересный: Верховная Рада, а над ней каких-то два коварных явно семитских силуэта. Я понимаю, что это действует на людей, но это же просто смешно. Я не знаю, что это было, может, повод подтолкнуть нас слегка. Ну, о. Анатолия подтолкнуло. Архиерей, выступил там, начал мне рот затыкать. Для меня это была, наверное, последняя капля.

В конце концов, мне 55 лет. Надо ж будет скоро итоги подводить, а я так и не знаю, в какой я роли.

В приходе мы делали служебные какие-то эксперименты, людей привлекали, но со временем становилось людей все меньше и меньше - пугали их какими-то отщепенцами: оглашают непонятно что, постоянно позорят нас на людях. После этого собрания я не находил вообще в себе сил участвовать в общественной жизни. Формально меня ставили на место - священник должен быть подконтрольным.

Потом приехал ко мне благочинный и предъявил ультиматум. Сказал: пишите объяснительную, приходите на покаяние, возвращайтесь под контроль. Я сказал: “Установите срок, я подумаю”. И через неделю, когда мы начали готовить чаепитие, снова зашел благочинный… То есть срок пришел. Он сказал, что митрополит (наградной сан в этом случае, - 061), если надо подойдет - оказалось, он в машине сидел.

Они все вместе приехали - и “титушки”, и батюшка.

Зашел сначала благочинный, потом “титушки”, или, как их назвали в епархии, “малолетние дети”. Я не могу судить, потому что на них не было опознавательных знаков (раньше “радомировцы” говорили, что они всегда носят значок “радомировца”, сейчас после резонанса они, видимо, презрели свои принципы).

- “Радомир” - это таки "титушки" Московского патриархата?

Я столкнулся впервые с этим понятием достаточно необычно. У меня к православной молодежи давно такое тревожное отношение, потому что я видел, как эта “молодежка” складывалась: это были искренние люди, кстати, многие из них - наши прихожане. А потом столкнулся с тем, что они участвовали , судя по всему (юридических оснований это говорить у меня нет), в избиении участников запорожского Майдана. И это был такой упадок, я старался с ними не контактировать.

Уже после этого был съезд православной молодежи нашей епархии. Я увидел фотографии, а там красные знамена: только вместо Ленина - Христос. И пионерские горны с этими тряпками красными с золотой бахромой и тоже, вместо Ленина, золотом вышит Христос. Было так печально и как-то страшно смотреть на это.

Я начал по привычке комментировать, рассказывать, на епархиальном сайте писать. Но меня затюкали сразу, начали какие-то агрессивные девушки что-то писать. Это тоже интересный момент: все так ценят иерархию, но старого священника может затюкать какая-то девушка. Причем агрессивно, с оскорблениями

С этого все и началось, это просто как-то почувствовалось интуитивно. Оказывалось, это организовали наши два священника. Вы были на сайте “Радомира”? Там есть фотографии, которые очень хорошо все это передают. При храме (только там крашеные панели, как раньше в Советском Союзе), стоит стол, накрытый красной скатертью, портреты царя Николая ІІ и еще кого-то… Боковым зрением если смотреть, то будто Сталина. Все красные стяги стоят, красные вымпелы, и у них собрание идет: человек возвышается над столом, что-то там вещает. Люди сидят, и вот эти мордовороты все сидят. Точно партсобрание. У них и герб раньше был похож на советский, но после шумихи поменяли - сделали в традициях “человечки радужных цветов по кругу”.

В конце концов, это оказалось военизированной организацией. До меня как до священника доходили слухи, меня даже однажды пытались заставить их выписать себе в охрану храма. Я говорю: “Боже упаси меня от такой охраны. Меня надо охранять от этой охраны”. Я не знаю, подбирают ли их сейчас, но знаю, что один из батюшек, которые их создали - известный в городе шарлатан.

Это длинная история: он когда-то при храме еще в начале 90-х годов создал какое-то полуоккультное вычитывание. Потом ему это запретили, и он начал вычитывать под видом обычного молебна. И вот так он живет все 30 лет. И живет хорошо, все суеверные люди Запорожья его знают. Потом он сменил профиль, стал “духовником “Беркута”. Но так как “Беркут” канул в лету, он стал “духовником “Радомира”.

- Вернемся к ситуации на последнем служении: после благочинного зашли "титушки" или, как их назвали на сайте Епархии, "малолетние дети"...

А люди же в курсе ситуации, говорят: “Кто такие?”. А “малолетние” отвечают: “Мы прихожане, мы друзья о. Олега”. А потом и Лука зашел. Он же епископ, он должен быть ближе к народу, сел за стол. Чаек они не пьют с нами. Никто к чаю не притронулся.

Я сказал, что если меня удаляют, то я принципиально не хочу начинать войну. Знаете, такую, как сейчас на Западной Украине, когда приход решает перейти в Киевский патриархат. Если многолюдный приход, находится часть прихожан, которая ни в какую не хочет. Приходится искать, как из этого конфликта выйти. Сразу предлагается поочередное служение, а тогда то меньшинство, которое за Московский патриархат, не соглашается и начинается война: по телевизору показывают, как бабульки охраняют, потом 200 “семинаристов” приезжает и так далее. Это всегда происходит по одному сценарию, поэтому я сразу сказал, что не хочу в этом участвовать. Если люди хотят оставаться в этой общине, мы найдем себе стены, будем снимать комнату или еще что.

Церковь - это не стены, это люди.

Я сказал это, и беседа закончилась - получился мой монолог. Потом Архиерей сказал: “Отец Игорь, пойдем в алтарь и там поговорим отдельно”. И тут прихожане мои проявили активность, говорят: “Зачем же в алтарь? А мы кто тут?”, - и начали снимать видео на телефон. Лука сказал, чтоб не снимали, мол, это его архиерейское слово: вы же православные - должны слушаться архиерея. А прихожане и говорят: “А если вы скажете убивать кого-то?”. Вот такая была братская атмосфера.

У нас измеряется православность тем, подчиняешься ли ты полностью архиерею.

Понятное дело,что без дисциплины никакое дело не проживет. Естественно, есть вещи, которых без архиерея нельзя - должен быть человек, который возьмет на себя ответственность. В конце концов, если он не так руководит, его Господь поменяет. Но есть вещи, которые человек должен сам решать - нельзя же руководить во всем.

Такой нервный момент был. После чего Лука сам пошел в алтарь, вынул антиминс (своеобразный матерчатый платок с изображением иконы, подписью и печатью, знак благословения на службу епископом, - 061) и забрал его - то есть забрал благословение. Меня попросили отдать все ключи - отдал и документы, и ключи. Потом мы собрались, забрали только личные вещи, и прихожане забрали ведра, чайники - то, что нужно для приходской жизни, и ушли. К счастью, прихожане меня не оставили. А иконы и другие вещи, нажитые общиной благодаря пожертвованиям мы не забирали - чтоб не начинать дележку.

- А как теперь, без патриархата?

Дело в том, что я не был уверен, насколько будет многочисленный приход, который чувствует себя отдельной единицей и семьей и пойдет за мной. Поэтому я подумывал о том, куда мне самому деваться. Но сейчас немного дело изменилось, потому что люди таки пошли. Сейчас такой план: на этой неделе найти помещение, чтобы просто собраться вместе, посмотреть, сколько нас, поделиться переживаниями и посоветоваться, что делать дальше, в какой церкви служить.

У нас сейчас создалась такая интересная атмосфера: церквей христианских много, они разные и по духу, и по богослужению. Но в то же время они сейчас чувствуют необыкновенное сближение. Это кстати тоже одна из причин невыносимости, которая удалила нас от церкви - после 2014 года, ввиду внешней опасности, все христианские отцы начали сближаться: они вместе молятся, вместе отпевают солдат. При разнообразии всех местных обрядов они почувствовали, что принадлежат к единой вере.

Единственная церковь, которая этого не ощутила, а наоборот еще больше ощетинилась - это Московский патриархат.

Беседовала Екатерина Майборода. Заглавное фото Дмитрия Краснокутского.

Новости по теме:

УПЦ МП патриархат священник Савва Лука патриарх
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
9.33 очень хорошо
Актуальность
12
(1 оценка)
Автор
8
(1 оценка)
Изложение
8
(1 оценка)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Сегодня, 22 сентября, в Запорожье провели женский велопарад. В необычной акции приняли участие около сотни людей. Об этом сообщает сайт Depo.Запоріжжя. Несколько десятков участников велопарада, преимущественно, женщины, собрались на площади Запорожской. Здесь красиво одетые велосипедистки сделали множество «селфи» на фоне веселых фотозон, а также провели танцевальную разминку. ФОТО: Depo.Запоріжжя После этого участники пробега колонной направились от площа...
Происшествия
Сегодня ночью в Запорожье на Набережной магистрали произошло смертельное ДТП. Об этом сообщают в областном управлении ГСЧС. Как сообщается. водитель автомобиля «Рено Логан» около 4 часов ночи в районе центрального пляжа совершил боковое столкновение с деревом. В результате ДТП 21-летний водитель погиб на месте. ФОТО: «Форпост» На место происшествия прибыли спасатели, с помощью гидроинструмента они изъяли тело погибшего парня из покореженной машины. На мест...
Происшествия
19 сентября во время патрулирования сотрудники сектора водной полиции Бердянского отдела полиции и специалисты местного рыбоохранного патруля обнаружили промысловое судно, которое занималось отловом рыбы. Об этом сообщают в областном управлении полиции. С борта правоохранители изъяли более 220 кг рыбы, почти половина из изъятого – рыба недопустимо малых размеров – так называемый «молодняк». В отношении нарушителя составили протокол об административном прав...
главная тема недели
В пятницу, 21 сентября, Верховная Рада Украины приняла к рассмотрению законопроект о государственном бюджете на 2019 год. Согласно регламенту Рады, до 1 октября текущего года народные депутаты будут подавать свои предложения к документу, и до 15 октября их рассмотрит главный комитет. Верховная Рада должна утвердить в первом чтении проект госбюджета до 20 октября. Споры вокруг основополагающего экономического документа страны традиционно бывают бурными, а в...
Общество
Распоряжение о временном переводе судей подписано и втупило в силу. В списке тех, кого президент отправил в командировку, есть и представитель Запорожской области. Об этом 061 сообщает, со ссылкой на пресс-службу президента. Судья Черниговского районного суда Анна Проценко отправлена на работу в Орджоникидзевский районный суд Запорожья. Ранее 061 писал о том, что Петр Порошенко отправлял в долгосрочные командировки служителей Фемиды. С чем связаны кадровые...
Общество
Учитель информатики и инклюзии Запорожской специальной общеобразовательной школы-интерната «Джерело» Александр Жук вошел в ТОП-10 лучших учителей Украины по версии Global Teacher Prize Ukraine. Эту премию ежегодно получают лучшие педагоги со всего мира за весомый вклад в профессию. Об этом сообщают в пресс-службе ОГА. Как уже писал 061, на предыдущем этапе в ТОП-50 лучших учителей страны вошли трое педагогов из Запорожской области. В этом году на Global Te...
Происшествия
Бывший директор лицея, который на должности незаконно отдал студенческое общежитие частному предприятию, оказался на скамье подсудимых. Об этом сообщают в областной прокуратуре. Запорожская местная прокуратура №1 направила в Заводской районный суд обвинительный акт в отношении этого человека. Как уже писал 061, бывший руководитель учебного заведения в 2008-м году незаконно сделал дополнительное соглашение к инвестиционному договору, заключенном между лицее...
Общество
061 подводит итоги пятницы, 21 сентября, в Запорожье и области Под Запорожьем в шахте погиб горняк: это второй случай за месяц.В Запорожской области грузовик столкнулся с мопедом: водитель – в больнице, пассажир погиб. В Запорожье снесли один из старейших домов. В Запорожье на медали для ветеранов потратят в 15 раз больше, чем на подарки. Также в Запорожье до конца года появятся 200 камер уличного наблюдения. Подруга начальника городского управления органи...
Происшествия
Сегодня, 21 сентября, 62-летний мужчина обратился в полицию с заявлением об угоне своего автомобиля. Он рассказал правоохранителям об исчезновении автомобиля «КIА», который он оставил на улице Сталеваров. Об этом сообщают в областном управлении полиции. Уже через несколько минут потерпевший и полицейские нашли автомобиль на проспекте Соборном. Как выяснили полицейские, заявитель не сориентировался и забыл, где оставил транспортное средство. За ложный вызов...