Почему на дорогах Запорожья происходит столько аварий, и как с этим бороться, - ЧАСТЬ 1

От редакции: Читатель 061, запорожский активист Алексей Добряков специально для нашего сайта написал большую и основательную статью о том, почему на запорожских дорогах происходят аварии. Текст получился интересным, но очень длинным. Поэтому мы опубликуем его в двух частях. Сегодня - начало, завтра - продолжение. 

К написанию этой статьи меня сподвигла тяжелейшая ситуация с ДТП в Запорожье в частности, и в Украине в целом. Но в большей мере не столько сам факт огромного количества ДТП с пострадавшими (в год по стране это около 3000-5000 трупов, больше в десятки раз, чем жертв АТО, например), а непонимание причин этих ДТП как участниками движения, так и городскими властями. А средства снижения аварий на дорогах известны во всем мире, сейчас расскажем о них.

Стоит отметить, что я не специалист-транспортник, а просто любитель, изучающий тему в свободное от работы время. Но этот текст проверили несколько специалистов, обучающихся и преподающих на транспортных факультетах. Каждый приведенный в статье пример и цифру читатель может перепроверить самостоятельно, чтобы убедиться в правдивости информации, необходимые ссылки будут предоставлены.

Статистика ДТП, в сравнении с европейскими странами, для понимания проблематики вопроса, кол-во смертей в Украине в ДТП на 100 000 человек населения:

Источник: http://uainfo.org/blognews/1480697251-statistika-smertey-na-dorogah-v-evrope-i-stranah-byvshego.html

Если посмотреть запорожские СМИ, то сообщения о ДТП поступают чуть ли не ежечасно. И с каждым годом количество их растет. В общей статистике ДТП по вине государства (областные дороги) и городского совета (городские дороги) гордо красуются нули (2015-2016 г.г. ссылка ниже).

На данный момент имеем ситуацию, когда горисполком, профильный департамент, заммэра и сам мэр, прямой ответственности не несут, хотя должны

Начать пожалуй стоит с того факта, что практически большинство советских городов, проектировались и строились в первой половине 20-го века, советскими же архитекторами-градостроителями. Те руководствовались поставленными задачами внедрения нового уровня жизни и парадигмы мышления советского человека. В этом есть ключевая разница наших городов в целом и Запорожья в частности, например с среднестатистическим Европейским городом, который мог возникнуть в средневековье, с его узкими улочками и архитектурой.

Улицы в большинстве советских индустриальных городов размашистые, между домами существуют большие пространства, дороги прямые и широкие, эта разницу вы можете почувствовать, посетив с туристическим визитом скажем Львов, или любой средневековый европейский город.

Такая планировка, влияла и влияет на дорожное строительство.

По большому счету сейчас в Запорожье мы продолжаем жить в советском городе с советским же качеством инфраструктуры, которая проектировалась лет 60-70 назад

Эта инфраструктура проектировалась с ориентировкой на тогдашний уровень количества автомобилей в городе, который был приблизительно равен 3-5% (т.е. у 3-5% населения был автомобиль). В этом легко убедиться посмотрев ретро фотографии тех времен, пустынные проспекты и улицы, с свободно гуляющими по ним пешеходами.

Источник: Атипичное Запорожье, Facebook

На протяжении десятков лет, после строительства, городские власти делали только то, что перекладывали асфальт на каких-то улицах, и обновляли знаки дорожного движения.

Таким образом, Запорожье сейчас это - советский город, с советской планировкой, с советской организацией движения, с советскими проектантами и в разы увеличившимся числом автомобилей, + сотни-тысячи новых-старых авто на “евробляхах”, числа которых никто не знает, но все их видят. Изменить город и сделать про-европейским, приблизится к западным стандартам безопасности на дорогах достаточно просто и не требует много денег.

Итак, что же не так с нашими дорогами и нашими улицами в Запорожье, отчего у нас такое количество ДТП каждый день? Тут следует отметить что каждое отдельно взятое ДТП, может происходить из за нескольких факторов, а иногда и одного достаточно, но когда факторов несколько, вероятность ДТП растет в геометрической прогрессии.

1 фактор. Скорость.

По любым объективным подсчетам и анализу статистики ДТП, (а также по многочисленным исследованиям, например - https://nacto.org/docs/usdg/pedestrian_fatility_risk_rosen.pdf), четко видно, что основной причиной является превышение скорости участниками движения, как правило это причина 70-80% ДТП.

Источник: Traditional Neghborhood Development: Street Design Guidelines (1999), ITE Transportation Planning Council Committee 5P-8

Скорость - основополагающий фактор, влияющий на кол-во ДТП. Вопрос, почему же люди превышают скорость?

Уровень и ответственность городской власти:

Причина А.

Прямые и широкие дороги, а также огромная ширина разделительных полос на этих дорогах (если такие имеются конечно, ввиду постоянно отсутствующей у нас разметки). Чаще всего, это одна дорога, без разметки шириною 12 и более метров.

Ширина проезжей части прямо провоцирует людей увеличивать, комфортную для себя и своей машины скорость.

Например, если ограничение скорости 40 или 60 км/ч, а дорога широкая, прямая, рядом нет домов и пешеходов, почему бы не притопить по этой дороге 120 км/ч?

Яркие примеры - вся Набережная магистраль, проспект Соборный, дамба…

Единственными средствами ограничения скорости проектанты считают у нас дорожные знаки (на которые никто уже давно не обращает внимания) и “лежачие полицейские”.

Тут я набросал по памяти участки дорог в городе, на которых у нас ну очень комфортно разогнаться, а не ехать по знакам положенные 60 км (а по новым правилам с января вообще 50). Если на этих красных участках вы будете ехать 50-60, вам будут сигналить сзади и моргать фарами, чтоб ехали быстрее, можете легко проверить сами. И все эти же участки входят в топ по кол-ву ДТП.

Причина Б.

Отсутствие четко поставленных задач и целей, по снижению количества ДТП, отсутствуют индикаторы успешности проектов.

На примере Набережной магистрали мы наблюдаем, что цель у департамента инфраструктуры, которую они выдали проектантам и подрядчикам в виде техзадания, была - переложить асфальт. Всё. В договоре отсутствовала строка о замене ливневок на новые, в результате по правой крайней полосе лучше не ездить, если не хотите лишится колес.

Если на всех городских дорогах у нас ограничение в 60 километров в час, а на Набережной все едут 90-110, потому что так комфортно (или на дамбе, или любой другой “красной улице”), значит проектировщик не выполнил свою задачу - сделать так, чтоб на этой дороге реально было некомфортно, или физически невозможно ехать быстрее 60 км/ч.

А ставит задачу проектировщику Департамент инфраструктуры, и профильный зам мэра (на данный момент) Волобуев В.А. Работу проектанта, и подрядчика принимает тот же департамент, значит департамент все устраивает, устраивает все и зама мэра, и мэра следовательно тоже.

Уровень страны, кабинета министров:

Причина В:

Ситуация и с фиксацией превышения скорости. С 2015 года на протяжении уже двух лет по всей стране у патрульной полиции отсутствуют средства фиксации скорости, радары и камеры.

Так что фактически сейчас вы можете передвигаться с любой скоростью, никто не сможет доказать то что вы её превысили

Вместо того, чтоб всеми силами менять эту ситуацию, патрульная полиция централизованно занимается воспитанием пешеходов, велосипедистов, проводят утренники в детсадах и не воспринимают конструктивную критику своих действий.

Как решать проблему превышения скорости инженерными методами?

Скорость транспорта в городе можно снизить с помощью различных способов успокоения трафика (traffic calming). Они могут заключаться в изменении либо конфигурации проезжей части, либо психологического восприятия улицы людьми и реагирования на нее. Места применения средств различаются для разного типа улиц.

Чтобы водители придерживались установленного и безопасного скоростного режима, можно использовать следующие средства:

- Разделительные полосы. Образуют сужение в центре проезжей части и могут уменьшать длину перехода для пешеходов. Также на разделительных полосах могут применяться ограждения, не позволяющие вылетать автомобилям на встречную полосу лоб в лоб.

- Горловины. Препятствуют движению с высокой скоростью по улицам жилых районов и расширяют пешеходное пространство тротуара

- Шиканы. Заставляют водителей сбрасывать скорость, чередуя выступы тротуара или парковочные места, размещенные в шахматном порядка по обеим сторонам улицы. Годяться для применения на улицах районного значения в жилой застройке, с небольшим трафиком.

- Смещение полосы. Отклоняет водителя горизонтально. Для устройства смещения устраиваются выступы тротуаров или парковочные места. Такое “смещение” уже де-факто существует на проспекте и других улицах, где правый ряд типично занят парковкой.

- Искусственные неровности (лежачие полицейские). Отклоняют водителя вертикально. Единственное решение из всех, которое применяется у нас. Их можно совместить с пешеходными переходами на перегоне - рампы.

- Улицы с двусторонним движением. Особенно при небольшой ширине полос, заставляют водителей двигаться осторожно и следить за встречным потоком.

- Перекрестки с круговым движением. Снижают скорость, так как вынуждают водителей аккуратно проезжать конфликтные точки.

- Дивертеры. Препятствуют сквозному движению автомобилей, пропуская пешеходов и велосипедистов.

- Последовательное включение светофоров. При движении с установленной скоростью позволяет замедлить сквозной поток

- Линии застройки, проходящие близко от проезжей части. Ограничивают видимость для водителей и заставляют их быть более бдительными.

- Деревья вдоль улицы. Сужают поле обзора водителя и задают визуальный ритм улицы

- Уличные парковочные места. Сужают проезжую часть и замедляют движение

Алексей Добряков.

О других причинах большого количества аварий и способах борьбы с этим читайте завтра

транспорт Запорожье маршрутки аварии дороги
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Новости компаний
Сегодня водонепроницаемые часы пользуются огромным спросом. Такой аксессуар отлично подойдет в качестве подарка близким и друзьям. Водонепроницаемые часы радуют надежностью и долговечностью, они не ломаются в экстремальных условиях. Приобрести водонепроницаемые часы высокого качества можно в специализированном интернет-магазине Бест-Тайм. В электронном каталоге собраны лучшие современные часы на любой вкус. Кому подойдут водонепроницаемые часы Стоит отмети...
Общество
Депутат Запорожского районного совета Игорь Цяпа купил «RENAULT DUSTER» 2017 года выпуска. Согласно договору купли-продажи авто было куплено за 545 тысяч гривен 12 января этого года. Однако в его декларации покупка не отражена. Больше того, оперативники Управления защиты экономики в Запорожской области, не увидели в декларации и полмиллиона, которые были потрачены на автомобиль. «Можливо депутату хтось на Новий рік подарував кругленьку суму або у Різдво ві...
Общество
Карта основных объектов ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения, которые реализуются в Запорожской области в этом году составлена специалистами «Укравтодора». На ней отмечены пять строительных площадок, работы завершены пока только на одной. Соответствующая информация опубликована на сайте ОГА. Отметкой «завершено» обозначен участок трассы Н-08 Борисполь — Днепр — Запорожье (через Кременчуг) — Мариу...
Происшествия
В воскресенье, 21 октября, в Запорожье для проведения «Яркой гонки» перекроют движение на Набережной, проспекте и бульваре Шевченко. Об этом сообщают на сайте мэрии. «Яркая гонка» – это спортивное мероприятие для велолюбителей, направленное на популяризацию здорового образа жизни. Для проведения спортивного мероприятия с 9:45 до 10:10 перекроют движение на пересечении проспекта Соборного и бульвара Шевченко. С 9:45 до 10:30 перекроют движение транспорта на...
Происшествия
В Васильевском районе задержали группу лиц, которые занимались незаконной вырубкой лесопосадки. Об этом сообщают в областном управлении полиции. Полицейские изъяли транспорт с загруженной древесиной и задокументировали нарушение. Чтобы избежать уголовной ответственности и вернуть изъятое имущество «лесорубы» решили откупиться. Двое 30-летних жителей села Маячка, которых задержали на горячем, предложили подполковнику Днепрорудненского райотдела полиции зане...
Новости компаний
18 октября 2018 года Запорожье с рабочим визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Украине Мартин Хагстрем. Дипломат ознакомился с ходом экологической реконструкции предприятия. Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеция в Украине Мартин Хагстрем проявил особый интерес к комплексной программе экологической модернизации «Запорожстали». Он посетил современную диспетчерскую комбината, ознакомился с работой системы визуализ...
Происшествия
Сегодня, 19 октября, в Шевченковском районе Запорожья столкнулись мотоцикл и легковое авто. Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции. ДТП случилось на перекрестке улицы Красной и проспекта Моторостроителей. 37-летний водитель мотоцикла Yamaha проехал перекресток на запрещающий красный сигнал светофора, из-за чего и столкнулся с ЗАЗ Daewoo, а затем зацепил припаркованный Mercedes-Benz Sprinter. На место происшествия вызвали медиков скорой помощи....
Общество
061 поводит итоги четверга, 18 октября, в Запорожье и области В Запорожской области депутат горсовета не мог подать декларацию о доходах из-за того, что "был очень занят". Также вчера было продолжение дела депутата Гришина против 061: адвокат депутата все еще запрашивает владельца домена, хотя он известен. В Запорожье провели акцию, посвященную противодействию торговле людьми. Мэр Бердянска считает, что база ВМС не навредит курортному сезону. Тем временем...
Бизнес
В четверг, 18 октября, FAA - Федеральное авиационное управление США - сообщило, что позволит американским авиакомпаниям и их компаниям-партнерам снова летать из трех украинских аэропортов и в некоторые части Черного моря, объяснив, что ситуация там безопасная. Об этом сообщило агентство Reuters. В апреля 2014 года после падения МН17 Федеральное авиационное управление рекомендовало своим авиакомпаниям не летать над Крымом и зонами военного конфликта в Украи...