
В Запорожской области власти избегают конкуренции в госзакупках
Команда Громадського Контроля проанализировала, насколько открытыми и конкурентными являются допороговые публичные закупки в городах Запорожской области.
Напомним, в Украине с августа 2016 года все закупки товаров и услуг на сумму от 200 000 грн. и работ на сумму от 1 500 000 грн за публичные (т.е. государственные или муниципальные) средства должны обязательно проводиться через систему ProZorro.
При этом так называемые допороговые закупки (суммы которых не превышают указанные выше пределы) могут также проводиться через систему, но - по решению местных властей. Желание властей проводить “допороги” через систему - это своеобразный маркер прозрачности и открытости власти для бизнеса. Именно этот маркер мы и решили исследовать.
Мы посчитали процент допороговых закупок в городах Запорожской области за 2-3 квартал 2017 г., которые прошли по конкурентной процедуре и тех закупок, которые проводились по процедуре отчета- то есть без конкуренции, с одним поставщиком.
И увидели далеко не радужную картину. В Запорожье в закупках городского совета только 53% допорогов проходят по конкурентной процедуре. В других городах региона ситуация еще хуже: в Мелитополе только пятая часть (19%) таких закупок - конкурентные, а в Энергодаре ситуация и вовсе критическая - меньше 1% (!). Но хуже всего дела обстоят в Бердянске. Здесь вообще все торги за указанный период проходили без конкуренции (ни одной конкурентной допороговой закупки).

Для наглядности мы решили сравнить, как менялась ситуация в городах Запорожской области с течением времени (за последний год) - сопоставили показатели за 3-4 квартал 2016 года с данными за 2-й и 3-й кварталы 2017 г. Динамика - печальная: в Запорожье процент конкурентных допороговых закупок упал с 69% до 53%, в Мелитополе - с 27% до 13%, в Энергодаре практически без изменений - около 1%. В Бердянске - стабильный 0%, ни одной конкурентной допороговой процедуры.

Если сравнивать с качеством публичных закупок в других городах, то городам Запорожской области явно есть куда расти. К примеру, в Днепре показатель конкурентных допороговых закупок более 95%, а в Мариуполе - более 77%.
Мы рекомендуем бизнесу из Запорожской области участвовать в закупках городских советов Запорожья и соседних городов (Днепр, Мариуполь), которые демонстрируют более высокий уровень открытости для бизнеса. При этом участие в госзакупках Энергодара и Бердянска, на наш взгляд, смысла не имеет.
Важно понимать, что рынок небольших (допороговых) закупок в денежном выражении почти равен рынку надпороговых. Но надпороговые закупки регулируются законом, а допороговые - проводятся через ProZorro только по решению местных властей. Это означает, что практически половина госзакупок в Украине остается в “серой зоне”, где победители определяются без конкурсов, в ручном режиме по воле чиновника. Именно поэтому мы считаем, что допороговые закупки по аналогии с надпороговыми нуждаются в отдельном законодательном регулировании.
***
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союза и Центра демократии и верховенства права (проект «Усиление коалиции РПР») в рамках выполнения проекта «Контроль реформы государственных закупок в Днепропетровской и Запорожской областях», который внедряется ОО «Платформа Громадський Контроль»