"Офицер должен быть человечным и уметь признавать свои ошибки": интервью с Михаилом Логвиновым
Сегодня в Запорожье простились с заместителем военкома в Запорожской области полковником Михаилом Логвиновым. Офицер умер 22 ноября после продолжительной болезни. В знак памяти о военном 061 публикует интервью с ним, сделанное нашим журналистом летом прошлого года.
Разговор с Михаилом Александровичем проходил в его светлом кабинете в здании областного военного комиссариата. В просторной комнате есть два стола, за одним из которых сидел сам Логвинов, а второй, вероятно, служил подставкой для местных газет. Рабочее место полковника было практически усыпано различными документами. Над столом висел большой портрет Тараса Шевченко. «Президенты приходят и уходят, а он – наш идеологический наставник!», - говорил офицер.
Профессия – мечта детства
"В 60-е годы, когда я был совсем маленьким, начал формироваться престиж воинской службы: тогда было введено празднование Дня Победы, начали чествовать ветеранов… С самого детства я любил читать военную литературу, интересовался профессией. К тому же, у меня отец был летчиком – воевал во времена Великой Отечественной войны. Он стал для меня примером и вдохновил на службу. Я хорошо окончил школу и поступил в Симферопольское военное училище, в котором учился с огромным желанием. После – по распределению попал в Забайкальский военный округ", - рассказал Логвинов.
В Забайкалье Михаил Александрович прослужил практически восемь лет. Говорит, тяжело, но на службу никогда не жаловался. После был в Армении, выполнял правительственное задание по ликвидации последствий землетрясения. В 1988 году, когда на Кавказе началась вражда между Арменией и Азербайджаном, 30-летний Логвинов принимал участие в боевых действиях, видел смерть. После распада Советского Союза в Приволжско-Уральском округе (Россия) майору Логвинову предложили полковничью должность и квартиру. Но офицер отказался – уехал на Родину…
«Президенты приходят и уходят, а он – наш идеологический наставник!», - говорил Логвинов о портрете Шевченко, который висел у него над столом
"Я не мог там оставаться – там совершенно другой менталитет. Хотелось домой – в родную Запорожскую область", - вспоминает полковник. Михаил Логвинов родился в селе Знаменка Каменско-Днепровского района.
"Когда я переехал в Запорожье, я практически 14 лет прослужил в запорожской 55 артиллерийской дивизии. С 2005 года мне предложили служить в областном военном комиссариате заместителем облвоенкома по гуманитарным вопросам. Некоторое время я не работал: в 2008 году ликвидировали мою должность, а уже через год вновь восстановили".
«На работе могу и до 12 ночи просидеть»
"Я рано просыпаюсь. В 05:30 — уже на ногах. Сразу интересуюсь, что за ночь произошло в Запорожской области: захожу в Интернет, чтобы почитать новости. К 7.00 я должен быть в военкомате. В 8.00 — построение, где я каждый день выступаю перед личным составом: есть вот такой информационный бюллетень, который я озвучиваю, - Михаил Александрович показывает бюллетень. Это несколько листов формата А4, на которых поданы десятки новостей с разных всеукраинских ресурсов. Такой бюллетень составляется в Киеве и каждое утро отправляется в областные военкоматы".
"Практически каждый день на областной сборный пункт приезжают военнообязанные из разных районов области, и я должен выступить перед ними и отправить на ротную службу. Кроме того, я решаю все вопросы, которые касаются военно-патриотического воспитания. Сейчас, когда идут боевые действия на востоке страны, раз в неделю я должен провести «Урок мужества», «Урок памяти», «Урок патриотизма»… И вручить родителям погибших парней награды сыновей".
Офицер должен быть честным. Для меня это главное. Я стараюсь быть человеком слова. И это касается не только службы, а и жизни
"Каждый день, в 18:00, у нас проводится селектор с районными военкомами. На совещании должен быть и я. Там военные комиссары докладывают о проблемных вопросах, которые касаются призыва на срочную воинскую службу и мобилизацию. На работе могу и до 12 ночи просидеть. Все зависит от того, сколько у меня дел запланировано на этот день", - рассказывает полковник.
Наш разговор наш перебивает звонок. «Ми живемо в піснях, ми ідемо у бій, за вітчизну, не ради кар’єри! І за це нагород не чекають собі офіцери, боєві офіцери!» - на весь кабинет зазвучал рингтон замвоенкома. «Что это за песня у вас?», - спрашиваю. «Пономарев поет. Песне уже много лет, а сейчас она особенно дух поднимает», - говорит Логвинов.
«Нужно выражать благодарность родным и близким погибших не где-то в кабинетах, а при всех»
"На самом деле, ходить на похороны очень тяжело. Нужно сказать правильные слова, поддержать родителей… Помню, 6 апреля прошлого года, когда стало известно, что в Крыму убили нашего офицера майора Станислава Карачевского, это было неожиданно. Вся воинская часть была потрясена. Мы задавались вопросом: «Как такое возможно, что в украинском Крыму погиб наш земляк?!» Я был на его похоронах в Бердянске, разговаривал с его женой, мамой, сослуживцами. Было очень трудно", - вспоминает офицер.
"Был на похоронах Сережи Шерстнева. Он также родом из Бердянска. Сережа служил в 79-й аэромобильной бригаде, которую я первую отправлял с областного пункта в марте прошлого года. На похоронах я выступил на митинге. Сложно было подобрать слова, чтобы успокоить рыдающую мать… Мама Сережи Шерстнева жила в плохих условиях – в местном общежитии. Мне хотелось ей как-то помочь. Я подошел к мэру Бердянска Алексею Бакаю и попросил его выделись женщине квартиру. Он пообещал, и через несколько месяцев город выделил квартиру".
"Далее – похороны Андрюши Кравченко, Леши Заики, Миши Гончаренко, Димы Шингура…, - имена всех погибших Михаил Александрович знает наизусть. - На похоронах я бывал в разных районах области. Я считаю, что это правильно: нужно выражать благодарность родным и близким не где-то в кабинете, а при всех. Люди должны знать, какие подвиги совершили наши военные".
«Когда мои сыновья были маленькими, у них уже были военные игрушки, и они уже тогда воевали»
"Со своей женой Еленой я познакомился в Симферополе. Она там жила, а я там учился в военном училище. Там мы и поженились. Моя жена всегда оказывала мне поддержку: сопровождала меня во все поездки, находилась рядом. Когда меня отправили служить в Забайкалье, она поехала со мной. Там она мне родила двоих сыновей, которые пошли по моим стопам и стали офицерами. Они служат в 55 артиллерийской бригаде, уже прошли зону АТО, были в горячих точках – под Донецком, Дебальцево, Попастной…" - рассказывает Михаил Логвинов. В конце мая один из сыновей полковника получил орден «За заслуги перед Запорожским краем» из рук губернатора области Григория Самардака.
"Когда мои сыновья были маленькими, у них уже были военные игрушки, и они уже тогда воевали. Мы жили в Армении во время боевых действий, поэтому дети видели солдат, оружие, слышали обстрелы и знали, как стреляют пушки. В 1990-м году мы их эвакуировали в Крым, потому что находиться там становилось опаснее".
У меня уже есть маленькие внук и внучка – я дважды дедушка. Моя жена помогает невесткам воспитывать детей, потому что сыновья службу несут.
"У меня уже есть маленькие внук и внучка – я дважды дедушка. Моя жена помогает невесткам воспитывать детей, потому что сыновья службу несут. В детском садике говорят: «У вашего Максима (авт. – внука) только танки на уме: он постоянно рассказывает о папе-комбате, поет военные песни, играется в войну…".
"Жена у меня кондитер. Лучше ее никто не готовит. И сыновей наших она научила вкусно готовить. Когда я еду на природу со своими сыновьями, то могу быть уверен, что они сделают отличный шашлык".
Честность, скромность, целеустремленность и человечность – главные качества офицера
"Офицер должен быть честным. Для меня это главное. Я должен быть до конца честным, чтобы мне потом никто не сказал, что я, офицер, опозорил офицерскую честь. Я стараюсь быть человеком слова. И это касается не только службы, а и жизни".
"Второе главное для военного качество – скромность. Власть и погоны меняют человека. Есть такие моменты в жизни, когда ты становишься выше по чину и меняешься. Так не должно быть – офицер должен быть скромным. Нужно гордится тем, что ты офицер, но никогда этого не выпячивать".
"Украшает офицера и целеустремленность. Без каких-либо задач в жизни военный будет просто серым пятном. Офицер должен ставить себе цели и обязательно добиваться их. Нужно работать так, чтобы приносить пользу обществу, а не просто «пришел, отсидел и ушел домой». Так смысл жизни не теряется".
"Офицер должен быль человечным и уметь признавать свои ошибки. Иногда я могу не сдержать и накричать на подчиненного офицера. Потом, когда я понимаю, что не должен был так поступать, чувствую свою вину, я прихожу к своему подчиненному и говорю: «Извини, что я на тебя накричал, я был не прав». Нельзя поступать в стиле «я начальник – ты дурак». Офицер должен признавать свои ошибки, а не быть самодуром, чтобы не портить моральный климат в коллективе и не терять уважение своих подчиненных".
«Футбол – моя слабость»
"У меня есть хобби - футбол. Еще в раннем детстве я увлекся футболом, играл. Все мне говорили, что я стану футболистом. Потом я поступил в военное училище, но фанатом так и остался. Я смотрю все чемпионаты мира, Европы, другие матчи. Я такое никогда не пропускаю. Я жду до часу ночи, до двух. Моя жена знает, что во вторник-среду я должен посмотреть Лигу чемпионов, а в четверг лигу Европы. В эти дни меня трогать нельзя"
"В конце 60-х, когда мне было только 5 лет, я болел за тбилисское «Динамо». Не знаю, почему именно за них. Наверное, мне нравилась игра грузинских футболистов. И эту любовь я пронес до 9 класса. Потом, когда начало блистать «Динамо» (Киев), я отдавал предпочтение им. В 1975 году они завоевали кубок и два раза разгромили мюнхенскую «Баварию», - о футболе Михаил Александрович может рассказывать так же долго, как и о своей работе".
"Когда Андрей Шевченко переехал в Милан, я просто не мог пропустить ни одного матча, где он участвовал. Любовался его игрой, ударами. Когда он забил гол Буффону, вратарю Ювентуса, это был шедевр. До сих пор в памяти остался этот мощный удар. После 2000 года с приходом Луческу я начал болеть за Шахтер. В этом году мне уже начал нравиться «Днепр»… Вот так, футбол – моя слабость".