• Головна
  • Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”
Люди, которые меняют Запорожье
09:15, 14 листопада 2016 р.

Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”

Люди, которые меняют Запорожье

Поборы в больницах и школах, откаты из бюджета, коррупция властей и закрытость чиновников - всем этим запорожцев не удивишь. Как правило, каждый такой скандал, поднятый в СМИ или в соцсетях, вызывает множество “репостов” и сотни гневных комментариев. Но как только информационная волна стихает, все быстро забывают о том, что еще недавно их возмущало, и переключаются на новую “зраду”.

Проект “Дій”, который презентовали в Запорожье на днях, направлен на то, чтобы изменить эту тенденцию, и доводить все фейсбучно-медийные скандалы до логического завершения. Идея в том, что команда из трех человек - журналист, юрист и активист - будут выявлять всевозможные “зрады” и менять ситуацию, а не просто говорить о ней. О том, как они это будут делать, сайту 061 рассказал координатор запорожской ячейки движения “Дій” Максим Щербина.

“Это не чисто запорожский проект, это сеть центров гражданского контроля, она называется “Дій”, то есть - “Действуй”. Такие центры уже открыты в пяти городах страны: Мариуполь, Краматорск, Запорожье, Винница и Тернополь. Пилотный запуск был год назад в Мариуполе и Краматорске, донорам такая система показалась эффективной, поэтому они решили дальше масштабировать эту практику на другие города. Как я понимаю, они хотели охватить максимально разные регионы: центр, запад и восток, долго выбирали между Тернополем и Франковском и между Запорожьем и Полтавой”.

Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”, фото-1

“Мы будем мониторить решения горсовета, распоряжения мэра, открытые реестры, Prozorro, E-data и так далее. Суть в том, чтобы доводить до ума те вещи, которые в результате вскрываются. Работая журналистом, я понимаю, что зачастую мы находим какую-то проблему, создаем вокруг нее информационный шум, и на этом все заканчивается. Хотя бы потому, что что-то дальше с этим делать - это не задача журналиста. Но это то, что многих сильно раздражает в журналистике, и то, что мне например не нравилось. Задача же центров “Дій” - доводить вскрывшиеся нарушения и коррупционные моменты до их исправления, до изменения ситуации”.

“В штате центра - три человека: журналист (Юрий Сидоров), юрист (Владимир Зинчик) и координатор (эту функцию выполняю я). Каждый из нашей команды где-то еще работает, поэтому мы не будем заниматься проектом полный день, но какую-то часть времени будем ему посвящать. Проект реализуется рядом организаций - чешской “People in Need” - это негосударственная организация, которая занимается гражданским обществом. В Украине проект курирует Центр UA - это всеукраинская организация, которая администрирует работу всех центров “Дій” - они связующее звено между нами и грантодателями. Также там присутствуют деньги Евросоюза.

Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”, фото-2

“Хорошо бы, чтобы не доходило до суда. Но мы будем использовать все доступные нам законные возможности изменения ситуации. Главная задача центра - это не макнуть чиновника лицом в грязь, не обвинить его в чем-то, а скорее подать ему идею о том, как можно сделать, чтобы всем было хорошо. Конечно, в каких-то крайних случаях придется идти в суд. В других регионах уже до этого доходило - когда власть и коммунальные предприятия не слышали и не реагировали на замечания”.

“Работа нашего юриста заключается не только в том, чтобы составить иск, часто достаточно правильно составить запрос. Мы поняли, что это работает, на примере деклараций судей. В середине лета наш журналист Юрий Сидоров отправил запросы во все запорожские суды с просьбой предоставить декларации судей. Ряд судов предоставили эту информацию, ряд - отказались, апеллируя к разным нормам законодательства и внутренними документами, с которыми входит конфликт тот же Закон “Про доступ к публичной информации”. Когда мы начали это анализировать, оказалось, что проблема есть не только в Запорожье. Во многих городах активисты столкнулись с тем, что судьи, используя разные уловки, не дают свои декларации. Иногда это доходило до судов, и суд становился на сторону активистов. Проанализировав это все, мы составили запросы таким образом, что судьи уже просто не смогли нам отказать, и тогда все получилось”.

Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”, фото-3

“У нас есть офис на ул. Леонида Жаботинского (экс-Правды), 53. Это гостиница “Южная”, вход с торца. Задача центра - не только самим что-то находить, но и помогать другим людям, запорожским журналистам и активистам, которые, столкнувшись с какими-то проблемами, упершись в стену, в какой-то отказ, хотят дальше решать эту проблему. Потому что зачастую в 80% случаев на отказе все останавливаются, и ты уже дальше стену не долбишь - мол, ну, по крайней мере, я попытался. Но есть момент: мы не будем делать все за людей, максимум, что они от нас получат - это грамотно составленный запрос и информационную поддержку. Важно, чтобы запорожские активисты и журналисты тоже были заинтересованы в том, чтобы менять ситуацию”.

“Например, в Тернополе, центр “Дій” активно занимается благотворительными фондами при больницах. Это актуальнейшая для Запорожья проблема! Понятно, что мы не можем на данном этапе полностью избежать благотворительных фондов, учитывая ситуацию, в которой находится медицина. То, что мы можем - это сделать их работу максимально прозрачной, чтобы все видели, сколько денег было получено каждой больницей и на что они ушли. В Тернополе теперь докторам вообще запрещено прикасаться к деньгам. Также подписаны договора с банком, который оборудует больницы терминалами, чтобы пациенты могли официально по безналичному расчету вносить деньги в благотворительный фонд и получать чек. Плюс внедряется полная подотчетность этих фондов.

Мы тоже будем заниматься в Запорожье фондами - и школьными, и больничными. Точнее, мы уже этим занимаемся, мы уже получили из департамента образования бюджеты всех запорожских школ. Потому что часто бывает, что какая-то статья расходов уже заложена в бюджете школы, но все равно с родителей собирают деньги на какие-нибудь окна или утепление. В итоге статьи расходов дублируются, а деньги родителей уходят непонятно куда. Этого можно было бы избежать, но для этого надо знать, на что школе уже выделены деньги”.

Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”, фото-4

“Также мы будем заниматься реестром E-data, в частности, коммунальными предприятиями, потому что все КП должны быть там зарегистрированы и иметь там свой кабинет, чтобы все желающие могли отслеживать платежи, которые они проводят. Но на данный момент только 65% коммунальных предприятий зарегистрировались в E-data. Соответственно, мы не видим, кому платят остальные, сколько платят, как часто один и тот же подрядчик получает деньги от КП. Мы уже подготовили обращение к коммунальным предприятиям и к уполномоченному по правам человека, чтобы изменить эту ситуацию”.

“С властями мы пока не знакомились, но мы и так понимаем, что запорожская власть не очень настроена на какую-либо внешнюю коллаборацию. Они делают так, чтобы конечным бенефициаром каких-то успехов всегда оказывались только они. Это то, о чем говорил Сергей Сидоров в вашем интервью - городская власть не хочет делиться кармой добрых дел. Посмотрим".

Максим Щербина: “Винницкая мэрия похожа на терминал Борисполя, а в запорожской людям не рады”, фото-5

"Мы например сравнивали мэрии тех городов, которые входят в сеть “Дій”, с точки зрения их открытости, доступности и ориентированности на горожанина. Запорожье, конечно, в этом плане вообще “не огонь”. В нашей мэрии единственным источником информации в холле является охранник. Там нет никаких стендов, информационных досок, терминалов, ничего. А например в Виннице холл мэрии напоминает терминал Борисполя - с огромным рецепшеном, множеством интерактива, с клерками, которые тебе помогут и подскажут. И в принципе во всех городах, которые мы анализировали, получше, чем в Запорожье. Даже в Краматорске и Мариуполе. Там хоть как-то можно разобраться, куда тебе идти и что тебе нужно. Было очень интересно, когда мы пришли в канцелярию нашей мэрии регистрировать обращение по этому поводу, и сотрудница канцелярии, изучая его, прямо расцвела и даже попросила несколько пунктов добавить. Очевидно, что сотрудники мэрии сами сталкиваются с проблемой ходоков, когда люди, не зная, куда обратиться, заходят во все кабинеты подряд. Это мешает работать”.

“Грант, который мы получили, покрывает аренду помещения, частично - зарплату команды, все судебные издержки, закупку техники (вроде фотоаппарата и ноутбука) и кое-что из мебели. Это необходимо потому, что мы решили у себя проводить тренинги для местных журналистов и активистов. 17 ноября в 16:00 мы проведем тренинг для журналистов о том, как ориентироваться в Прозорро. Грант рассчитан на год - до следующего сентября. А потом, если все получится, возможно, его продлят. Все будет зависеть от того, насколько эффективно мы будем работать”.

Записала Татьяна Гонченко

Связаться с центром “Дій” можно по электронной почте [email protected]

или через Фейсбук:

Координатор проекта - Максим Щербина: facebook.com/max.s4erbina

Журналист проекта Юрий Сидоров: facebook.com/jurii.sydorov

Юрист проекта Владимир Зинчик: facebook.com/zpadvocat

Страница проекта:facebook.com/diy.zp

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Щербина #Запорожье #активисты
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...