Свободный микрофон: Наталья Выговская о том, чему учат журналистов и что получается на выходе
Снова среда, а значит - очередной выпуск нашего нового проекта "Свободный микрофон". Напоминаем, что раз в неделю 061 предоставляет площадку различным запорожским активистам, бизнесменам, политологам, блогерам и общественникам, чтобы они могли высказать "наболевшее": о происходящем в городе, о политической ситуации, поделиться историями из жизни или выразить свою точку зрения на какой-либо вопрос.
Напомним, что правила "Свободного микрофона" такие:
- Запрещена политическая агитация и коммерческая реклама
- Запрещены призывы к насилию, дискриминации, свержению государственного строя и прочий сепаратизм
- Запрещена нецензурная лексика
- Текст должен касаться Запорожья и области
- Все остальное - разрешено
Мнение редакции 061 может не совпадать с мнением авторов. Мы предоставляем им полную свободу в выборе темы и средствах выражения своей мысли, никакой цензуры.
Сегодня автором "Свободного микрофона" стала известная запорожская журналистка, региональный представитель "Института массовой информации" и преподаватель ЗНУ Наталья Выговская. Она опровергла популярное мнение о том, что журналистов в вузах ничему не учат и покритиковала уровень запорожской журналистики.
***
Вот достают эти разговоры о том, какое ужасающе ужасное образование получают журналисты в университетах. Не спорю, классическое высшее образование нуждается в революционных изменениях: как любая инертная система оно отстает от реалий бытия лет на 20. Увы. Но как практик, который теперь еще учит тех, кто завтра будет журналистом, я точно знаю, что эта система позволяет учить и учиться кому это действительно нужно. А остальные…. Оставим их в покое: случайное попадание на журналистские факультеты пусть останется их фактом биографии.
Что же происходит? Обученный молодняк приходит во многие (что радует - не все такие ) местные редакции и часто начинает просто травиться: протухшими от времени идеями, заангажированностью редакторов, подменой понятий, запоздалыми взглядами на перспективу или унылыми потугами быть в тренде, но с очень искаженными представлениями, что есть современная редакция вообще и в Запорожье, в частности.
Реальность, конечно, жестока. Например, молодой журналист попадает в «современную конвергентную редакцию европейского уровня» и начинается... Оказывается, что на деле «конвергенция» - только составленные в одной комнате столы и стулья; «мультимедиа» - камеры наблюдения и жесткий контроль: чтобы, не дай Бог, журналист не забыл, что он а) на работе, б) оплачиваемой; «контент» - это вот то все, что о горячо любимом нашем Василии Пупкине-работодателе. Хотя это еще неплохой сценарий: хорошие компьютеры, стабильная зарплата – уже есть, за что держаться.
А если ты оказался в традиционном СМИ или онлайн-редакции, которая от бумажной отличается только тем, что тексты публикуются в сети, тебя ждут 33 новых несчастья. Главное из них - сакраментальное «а зачем?» И все объяснения, что мир изменился, новые форматы и инструменты завоевывают мир и что аудитория, простите, тупо умирает, разбиваются о стену в не конвергентном отдельном кабинете с отдельным столом и даже стулом.
Но это так, организационные ограничения. Больше тоски - в качестве контента, который производят какое-то бесконечное количество региональных медиа. Филологи, плачьте, аналитики – рыдайте крокодиловыми слезами: не ваше время, товарищи. Потому что пока будут существовать такие заголовки: «В Запорожской области в нижнем белье нашли подозрительное вещество» - будущего нет. Я точно знаю, что как преподаватель вуза такому никогда не учила. И как редактор не учила. И как журналист не учила. И как рядовой гражданин – тоже не учила. Такому нельзя научить, это, черт возьми, талант.
Еще больше безнадеги – в профессиональных стандартах и этике. А еще в этой нелепой свободе слова, которая вечно все портит. Неэтично пересказывать фидбек молодых журналистов, побывавших на практике в некоторых ведущих и не очень СМИ региона. Но это нам, преподавателям, приходится после находить аргументы, чтобы, несмотря на все, оставлять ребят в поле смыслов журналистики: не пиара, не метафорического выцеловывания в разные части тела избранных персонажей, не выискивания несвежего белья оппонентов этих же избранных, не работы пресс-секретарем всех, кто шлет свои релизы в редакции, а именно журналистики.
Так что не стоит на зеркало пенять, коли лицо не обезображено интеллектом, опытом, достаточными знаниями и стремлением служить обществу. Высшее образование дает молодому специалисту базу, подтверждение, что он готов приступить к работе. А вот учить и доучить уже практически – задача хорошего медиаменеджера. Все честно.
Наталья Выговская