Наш паровоз вперед летит, или во что превратили Украину 2 года президентства Януковича
25 февраля исполняется ровно два года с того дня, как Виктор Янукович официально приступил к исполнению президентских обязанностей.
Донбасс ликовал: в городе Мариуполе в сессионном зале горсовета впервые за всю историю даже вывесили президентский портрет, что означало «наш победил». Западная Украина насторожилась и как будто бы ушла в ступор.
Некоторые эксперты пророчили Януковичу судьбу Ющенко: дескать, проводить жесткую политику он не сможет, поскольку полстраны и Запад его не поддерживают, и он будет вынужден пойти на компромисс с оппозицией.
Однако они сильно ошиблись. За два года Януковичу удалось выстроить крепкую вертикаль власти, отправить лидеров оппозиции за решетку и взять под контроль ведущие СМИ, а его социально незащищенный электорат получил урезание льгот, закрытие школ и больниц и рост цен на коммуналку.
Во время предвыборной кампании Янукович обещал украинцам «услышать каждого», однако все это время слушали и смотрели только мы его. Мы узнали слова «йолка», увидели, как падают венки и как весело можно прыгать по камешкам в Межигорском имении.
Но несмотря на дичайшие курьезы, практически всё в действиях Президента и его команды кричало о том, что эти люди пришли всерьез и надолго. О противоречиях и борьбе группировок в Партии регионов говорят все, однако трудно вспомнить хотя бы один публичный скандал между представителями власти, сродни тех, что мы наблюдали при Ющенко.
Слабые звенья отсекались нещадно. Но это не приводило к внутренним протестам и уходам в оппозицию отстраненных регионалов.
К примеру, представители исконно бело-голубой Луганщины серьезных портфелей при Януковиче так и не получили, а те, которые получили - при власти не задержались. Виктора Тихонова жестко убрали с вице-премьеров и отправили послом в Беларусь. Василия Надрагу приютили на тихой должности замминстра соцзащиты, а ключевые посты в правоохранительных органах Луганщины заняли «донецкие». Исключение составил разве что глава фракции ПР в Верховной Раде Александр Ефремов.
Человек, благодаря которому на Луганщине так и не выросла своя элита, при Януковиче увеличил свое состояние в несколько раз.
О состояниях других групп, близких к Президенту, и говорить не приходится. А кто платит, тот и музыку заказывает. И музыка эта - не что иное, как хоровое пение в унисон власти.
После того, как в Мариуполе продали последний оплот социализма - ММК им. Ильича -Ринату Ахметову, представители ильичевцев-социалистов в горсовете перестали быть «зубатыми» и стали молчаливыми, «своими». Замолчала и местная пресса.
Аналогичная ситуация происходила и в других городах страны. К примеру в Одессе и области произошло фактическое сворачивание взаиморегулирующего двоевластия. Судите сами. До Януковича мэром Одессы был "оранжевый" Эдуард Гурвиц . Его влияние ограничивалось "бело-голубым" большинством в горсовете; в области "помаранчевым" принадлежала госадминистрация, а "януковичам" - областной совет. Сейчас вся власть сконцентрирована в руках ПР, нет противовесов. А эксперты заявляют о сворачивании демократии со всеми вытекающими последствиями: непрозрачность власти, посягательства на свободу слова (сворачивание финансирования газеты "Чорноморські новини", попытка прекратить вещание ТРК "Круг"), бесконтрольная приватизация стратегических предприятий (Стальканат», «Укрферри»), земельные скандалы, продажа частникам сети социальных столовых «Ветеран».
Во время построения Януковичем вертикали власти, по стране ходил анекдот: в Донецке люди боятся выходить на улицу, так как их ловят и отправляют на руководящие должности в другие регионы Украины.
В Запорожье с приходом Януковича на пост президента по городу поползли слухи, что в области назначен некий смотрящий. СМИ приписывали доселе неизвестный городу статус Евгению Анисимову, якобы протеже народного депутата Юрия Иванющенко (в узких кругах более известного под именем Юры Енакиевского). Помимо статуса, ему также приписывали влияние на многие силовые структуры, а после местных выборов и на мэра города Александра Сина.
При Януковиче пословица «от тюрьмы и от сумы не зарекайся» приобрела конкретный смысл.
Осуждающие возгласы из-за бугра не помешали впаять лидеру оппозиции Юлии Тимошенко семилетний срок и упечь за решетку экс-министра внутренних дел Юрия Луценко.
Но украинскую общественность это по большому счету не тронуло, ибо публичные истерики и дебоши в немецком аэропорту отнюдь не те качества, которыми должны обладать национальные лидеры.
Под маховик попал даже сын нардепа-регионала Владимира Ландика Роман, который тоже вкусил прелести пребывания в СИЗО. Его обвинения в зале суда в адрес нардепа Ефремова были восприняты, как бред сумасшедшего. Да и как можно серьезно отнестись к словам человека, называющего себя политзаключенным, но которого судят за хулиганство в ресторане!
Ясно, что этих людей большинству украинцев даже не жалко. Людей больше заботит в основном - как выжить и на что жить.
Не соврем, если скажем, что за минувшие два года с коррупцией в стране не случилось ничего плохого. Несмотря на массу показательных задержаний и разоблачений.
Слово «откат» четко вошло в нашу жизнь, а то, что с судьями, правоохранителями и чиновниками «нужно договариваться», если хочешь получить позитивный результат, уже даже никто не ставит под сомнение.
Но, тем не менее, народу внушают, что в стране все развивается, открывается и возрождается. Украина готовится принимать Евро-2012. Наводит марафет на радость чиновникам, получающим копейки, но ездящим на автомобилях, на которые им не заработать и за всю жизнь.
По всей стране, как и в прежние года, перерезают красные ленточки. Здесь показателен пример города Николаева, где в мае 2011 года Виктор Янукович присутствовал на закладке головного корабля класса "корвет" на Черноморском судостроительном заводе. Николаевцы связывали с этим событием надежду на возрождение предприятия. Однако за два года президентства Виктора Януковича единственное государственное судостроительное предприятие в Украине так и не "поднялось". Несмотря на все заверения власти, до сих пор не погашена задолженность на ГП "Судостроительный завод им.61 коммунара", в декабре 2011 завод должен своим работникам 32 млн. гривен.
Что еще можно сказать о двух прошедших президентских годах? За это время протестовать на площади выходили предприниматели, афганцы, чернобыльцы… При всем желании, эти акции нельзя назвать массовыми. Чужая беда не болела у тех, кого она не касалась. И потому протесты оказались бессмысленными. Власть добилась своего, общество проиграло.
Все происходит в точном соответствии с печальной историей прошлого века: «Когда пришли за коммунистами, я - молчал, потому что я не коммунист. Когда пришли за католиками, я - молчал, потому что я не католик. Когда пришли за евреями, я - молчал, потому что я не еврей. Когда пришли за мной, уже некому было меня защищать».
Политические протесты украинцев носят в основном виртуальный характер. И не только потому, что на сегодняшний день «борьба с режимом» переместилась из реальности в интернет.
Даже «конкретные» акции, как то порча биг-бордов с изображением Президента и расписывание денежных купюр слоганом «Зека –геть», не приносят власти никакого вреда, а лишь дают возможность активным гражданам выпустить пар.
Но людей, которые до сих с упоением смотрят телевизор и верят ему, очень тщательно оберегают от лишней информации. Так в мае 2011-го года во Львове провели прямое включение в самом центре города в программу «Беседы с президентом». Реакция львовян была до мелочей предсказуема. Небольшую массовку людей, которые должны были поставить вопрос президенту, охраняли стражи в форме, а также службы безопасности в штатском. Зато участников театрализованного действа, которые изобразили народ в крепостном ярме, стена безмолвным парней все время зажимала и оттесняла подальше от экрана. В итоге все завершилось избиением одного из активистов и депутата от ВО «Свободы».
Ну а паровоз (самолет с позолоченным рукомойником) Януковича летит вперед. Впереди – парламентские выборы, и регионалы намерены одержать в них победу.
Как? Они знают. Ведь к этому они шли два долгих года.