• Головна
  • 5 историй людей, которые переехали в Запорожье из Донбасса
Спецпроект
14:25, 8 квітня 2016 р.

5 историй людей, которые переехали в Запорожье из Донбасса

Спецпроект

061 продолжает рассказывать о простых-непростых жителях Запорожья, которые чем-то отличаются от остальных. На этот раз мы пообщались с новоиспеченными запорожцами, которые вынуждены были приехать в наш город из Донецкой области, из-за военных действий. Они рассказали о том, чем их удивило Запорожье в первые дни после приезда, о предвзятом отношении местных жителей и тоске по дому. 

12038238_981008571972587_7196591854746309710_n

Светлана, 32 года, координатор программ по трудоустройству в международном благотворительном фонде: 

"Мы с мужем покинули Донецк в июле 2014, решение было обдуманным, но вынужденным. Подтолкнуло к этому мое личное неприятие всех тех событий, которые происходили в Донецке – я просто психологически этого не выдерживала. Нам никто не угрожал, мы не сидели в подвалах. Решение уехать было просто моим внутренним, личным порывом. Сначала мы переехали в Днепропетровск, чуть позже в Запорожье (в этом городе находимся с января 2015). Переезд в Запорожье также оказался вынужденным – теперь уже из-за работы, офис мужа переехал из Днепропетровска в Запорожье". 

"После Донецка и Днепропетровска Запорожье показался очень спокойным, неторопливым городом. Такое чувство, что здесь никто никуда не спешит. Удивило состояние фонтанов и мест культурного отдыха, площадь перед ОГА и ее разбитый фонтан советского типа – печальное зрелище.  Удивляет то, что в общественных местах употребление спиртных напитков – это нормальное явление. А на самом деле – нарушение статьи 178 Административного кодекса Украины". 

"В Запорожье, в отличие от Днепропетровска, у нашей семьи проблем с арендодателями не было. Квартиру нашли относительно быстро и дискриминации по признаку прописки, к счастью, на себе не испытали. В этом плане, Запорожье мне понравилось".

"Лично я не обращалась за помощью к волонтерам. Справлялись сами. К тому же, я и сама владела необходимой информацией или знала где ее найти. Среди местных жителей в Запорожье у нас не было никаких родственников или знакомых. К городу привыкла быстро. Не смотря на то, что Запорожье не рассматриваю как город, в котором я хотела бы осесть надолго, город меня не тяготит. Я знаю, что здесь я сделаю что-то хорошее и пойду дальше. 

"В Донецке остался дом. Дома остались фотографии и книги, остались воспоминания и часть души. Друзья разъехались по разным городам. Встречаемся преимущественно на просторах интернета. Но каждая встреча в офлайне пронизана грустью, т.к. есть одно, что нас объединяет – та ситуация, в которой мы все внезапно оказались и вынуждены были приспосабливаться к новым условиям, в т.ч. и не всегда адекватному отношению людей вокруг". 

"Что касается меня, то я все перемены, которые невольно произошли со мной, рассматриваю исключительно с положительной стороны. Благодарна высшим силам и своему мужу, что у меня была возможность переосмыслить все это, отдышаться, набраться сил и идти дальше. После переезда я полностью изменила сферу своей профессиональной деятельности. Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь, у меня есть желание развиваться и ставить себе новые цели". 

1047_0_origВалерия и Алексей Зарецкие, родители 10 детей (2 родных, 8 приемных): 

"Мы выезжали из Донецка в самый разгар военных действий. Жена везла семерых детей поездом до Днепропетровска, потому что билетов на всех не было, а на вокзале были большие очереди - все пытались уехать. Я с тремя детьми ехал на автомобиле". 

"Мы жили возле Донецкого аэропорта, обстрелы были очень сильными, возле дома ходили вооруженные люди, и мы долго метались и не знали, куда нам деваться. Потом позвонили из благотворительного фонда и предложили переехать в Запорожье. Все думали, что война закончится быстро, поэтому мы детям говорили, что едем на отдых, надеялись вернуться". 

"Первое время после переезда было страшно, мы никому не верили, мы боялись людей, а салюты воспринимали, как выстрелы. Первое время жили на базе отдыха "Запорожстали", там познакомились с отдыхающими и рассказали им, что мы из Донецка и вывезли оттуда 10 детей. Обменялись с ними телефонами, и к нам начали ходить сначала знакомые этих людей, приносить помощь. Потом нам начали звонить со всего города. Позже на эту базу приехали и другие переселенцы, и какое-то время мы были координаторами по сбору и раздаче гуманитарной помощи: местные жители приносили нам разные вещи и продукты, а мы раздавали ее тем, кто только приезжал сюда и нуждался в этом. В этой суете боль немного притупилась, и мы отвлеклись от пережитого". 

"Когда похолодало, мы начали искать другое жилье. Первое время помогла женщина, приютила в четырехкомнатной квартире - там мы прожили почти полтора года. А потом нас попросили освободить эту квартиру и мы вынуждены были обратиться к соцслужбам за помощью, потому что самостоятельно найти жилье не получилось, многих отпугивала наша донецкая прописка и количество детей. Нам организовали встречу с тогдашним мэром - Александром Сином. С его подачи в нескольких кабинетах законсервированного детского сада за бюджетные средства сделали ремонт, сейчас это наше жилье". 

"Сейчас мы обустроились, в принципе, неплохо. Немного тесновато, но этот вопрос уже решается, возможно нам добавят небольшую площадь. Мы мечтаем, что у нас еще будут дети, мы готовы принимать их в семью, дарить им родительское тепло и любовь". 

943620_502742909775682_1649875324_nТатьяна Барабан, 30 лет, редактор:

"Мы переехали 14 июля 2014 года из Донецка. Когда поехала покупать билеты, мой будущий муж (который стал мужем уже здесь) сказал - бери билеты куда угодно, только не в Запорожье. Но с того автовокзала, который находился в относительно безопасном месте, ездили автобусы только в Запорожье, поэтому выбор был сделан за нас, но теперь мы не жалеем". 

"Первую ночь мы переночевали у родственников подруги в Шевченковском районе. Она случайно оказалась в Запорожье, и если бы не это, то наверное мы ночевали бы на вокзале. После нам знакомые помогли найти квартиру на Бабурке. Первые воспоминания о городе - это как мы ехали по центральному проспекту, почему-то в глаза бросился ваш центральный ЗАГС. Видимо, у меня тогда играло уже желание выйти замуж. Запорожский ЗАГС такой красивый, наш донецкий ему и в подметки не годится". 

"Скоро будет два года, как мы тут живем. Теперь уже, когда переезжаю мосты из центра на Бабурку, появилось ощущение, что еду домой. Поначалу все было чужим и непонятным, когда не знаешь даже, где пойти молока купить. А со временем Запорожье стало родным".

"Не хочу никого обидеть, я адекватно воспринимаю ситуацию и знаю, какие есть донецкие... не дончане, а именно донецкие... И понимаю людей, которые настороженно относятся к тому, чтобы сдавать жилье переселенцам. Но с другой стороны, объективно оценивая себя в зеркало - я не похожа на человека, который будет бить люстры в съемной квартире или срывать обои. Поэтому мне было очень обидно отношение некоторых арендодателей. У моей близкой подруги была ситуация, когда она приехала сюда будучи беременной, и у нее уже был двухлетний ребенок. А ей здесь никто не сдавал квартиру - говорили, что она тут пропишется и не пустит в дом хозяев. Она "психанула" и уехала в Донецк рожать под бомбежками". 

"Я стараюсь не думать о том, что могу не вернуться в Донецк, все равно тянет домой. Хочется думать, что когда-то можно будет вернуться туда, и вспоминать Запорожье с благодарностью, как временный дом и убежище. Но в Донецк я вернусь только при условии, если там поднимут украинский флаг. Я готова "вправлять мозги" отдельным личностям, дискутировать с соседями, кто в доме хозяин, мы жители Украины, поэтому пока там творится этот беспредел, нам там делать нечего". 

12939335_988421761207792_1434371746_nТатьяна Литвин, 56 лет, химик-технолог, специалист по продаже металлопроката: 

"Мы переехали в Запорожье в декабре 2014 года, но из Донецка выехали накануне летом. Мы жили на одном конце города, а работать надо было ехать на другой конец Донецка, в район аэропорта - тогда война была в самом разгаре, и передвигаться по городу стало страшно. Сначала мы уехали к родственникам в Новоазовский район, но буквально через неделю туда вошли российские войска. У нас по селу стали ездить танки, со здания сельсовета сняли украинский флаг. Мы там еще месяца три продержались, съездили в Донецк за вещами и приехали в Запорожье к дочери, которая сюда перебралась чуть раньше". 

"Кто это не прошел - до конца не поймет. Раньше я когда смотрела документальные фильмы о войне, не понимала о чем речь. Я видела картинку, но в мозгу это не укладывалось. Родной город для меня теперь грязный, пока его не вымоют, не поменяют флаги на украинские... Так что выбора, переезжать или нет, просто не было. И в принципе я в любой город Украины бы приехала и была благодарна, что меня приняли". 

"С людьми я общаюсь немного, но в принципе, не было эксцессов, чтобы кто-то на меня косо глянул из-за прописки. Единственный неприятный эпизод был в коридоре запорожского "собеса" - там мужчина, местный житель, сказал: "ну и что, ну пришла Россия, давайте им отдадим Донбасс и все". Я говорю: "Вот представьте, ваша семья живет в трехкомнатной квартире, кто-то приходит, забирает одну комнату, выгоняет оттуда ваших детей и начинает там жить. Вам понравится?". Смотрю, а у него в глазах что-то поменялось, начал о чем-то задумываться". 

"Я жила в районе выезда на Макеевку, там сейчас более-менее спокойно. Там остались наши не очень близкие родственники, они время от времени присматривают за квартирой. Домой я вернусь только, если туда зайдет Украина, будут висеть наши флаги и будет украинская власть". 

11050175_585124678290368_8701160560675868879_nЕлена Ольшанская, 26 лет. Поэтеса, координатор бесплатных языковых курсов украинского языка в Запорожье, редактор Запорожской областной юношеской библиотеки:

"Я народилася і виросла на Луганщині, але мій прадід родом з Гуляйполя. У Запоріжжі в мене є родичі, тому я приїхала саме сюди. Вже майже 2 роки я живу у Запоріжжі. Тут у мене наче відкрилося друге дихання: я навчилася радіти кожному нову дню, цінувати те, що маю"

"Звісно, було складно, але насправді виявляється, кожна людина, як барон Мюнхгаузен, може самотужки витягнути себе за волосся з депресії та відчаю, потрібно лише мати силу і не боятися".

"Коли потрапляєш у нове місто, то підсвідомо вишукуєш «маячки» - візуально знайомі деталі, за які чіпляється око. У Луганська й Запоріжжя є кілька спільних рис. Наприклад, міст біля автовокзалу такий самий, як міст на Камброді (але не той, що біля парку 1 травня, а той, на який потрапляєш, якщо їхати вулицею Кірова до старого вокзалу, а потім повернути праворуч). Будинок зі шпилем на «дураковці» у Луганську  – рідний брат запорізьких близнюків з площі «12 квітня». А ще, якщо їхати вночі проспектом від «України» до «Фестивальної», то може здатися, ніби піднімаєшся від лялькового театру до готелю «Луганськ». Калантирівка дуже схожа на Камброд, якщо пройти пішки крізь ринок Анголенко і вийти до залізничної колії. Такі ж вузькі звивисті вулички, а десь внизу – річка. І ось тобі знову 17, і ти з однокласниками йдеш пішки після профілю з університету до ліцею" 

"За кілька тижнів вийде друком моя поетична збірка, до якої увійшли твори, написані протягом першого року мого нового життя. Збірка має назву «Перепрошивка», бо після переїзду мені довелося майже повністю змінити свій світогляд (певним чином його «перепрошити»), зуміти по-новому подивитися на цей світ і по-новому полюбити життя. Презентація збірки запланована на початок травня". 

Читайте также

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#переселенцы #Донбасс #Запорожье
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...