Лидеры мнений запорожского Фейсбука: кого и зачем читают горожане

Социальная сеть Facebook уже давно стала главным местом "тусовки" запорожского "бомонда". Именно там плетутся интриги, ведутся политические войны, случайно (или неслучайно) всплывают подробности личной (и политической) жизни известных запорожцев. 061 проанализировал, какую роль эта социальная сеть играет в жизни города, каким образом через ФБ различные люди манипулируют общественным мнением запорожцев, а также кого из блогеров горожане читают наиболее активно и почему. 

Фейсбук - не место для электората

Несмотря на то, что именно в Фейсбуке (а не ВКонтакте и, прости господи, конечно не в Одноклассниках) любят "позависать" запорожские политики разных мастей, многие из них признаются, что это - не то место, где обитает основной электорат. По крайней мере, пока. Поэтому и тратить большие деньги на пиар в ФБ - бессмысленно, говорят они. 

"Политики слабо используют этот ресурс. Как правило политические страницы лайкают по разнарядке адепты партии или партийные боты. Ни одна акция прямого действия не набирала больше 100 человек, хотя политсилы декларируют численность штыков в десятки тысяч", - считает запорожский политолог Роман Пятигорец.

По его словам, Фейсбук - это сеть в которой находится часть общества, которой "думать не больно", поэтому любой популизм там не будет восприниматься, или будет подвержен атаке ботов оппонентов. "Оппоблок и ПР тратили миллионы, но так и не смогли покорить сегмент ФБ. Демократы друг друга поливают грязью и показывают свою политическую близорукость. Два политических лагеря отторгаются обитателями ФБ. А попытки авторов 5-й колонны сеять "зраду" и провокации заканчиваются тремя "лайками" своих же соратников по цеху. Очень быстро тусовка выявляет "засланных" и блокирует их месседжи в своем сознании", - говорит Пятигорец. 

Запорожский бизнесмен Антон Жук, который баллотировался на выборах от партии "Солидарность", но оказался под чертой попадания в горсовет, тоже отмечает, что в своей избирательной кампании Фейсбук не задействовал. "У меня в друзьях буквально до 10 человек живут в моем округе, поэтому проводить агитацию в ФБ просто не было смысла. Поэтому я использовал Фейсбук разве что для того чтобы описывать свою позицию по текущим событиям.", - говорит он.

Впрочем, Антон считает, что в дальнейшем все может измениться. "Я слышал что в Запорожье 7% избирателей использует ФБ - пока это небольшая часть, но она растет, так что этот инструмент тоже игнорировать нельзя", - говорит он. 

У Натальи Выговской, которая является региональным представителем Института Массовой Информации в Запорожье, несколько другая статистика. "Последние данные говорят, что в Запорожской области Facebook используют около 11% пользователей интернета, и из этих 11% всего 9% отслеживают ленту новостей у популярных блогеров или политиков. Хотя ссылками на интересные новости – но не факт, что это новости общественно-значимые - делятся 27% из тех же 11% пользователей Facebook", - говорит она.

Свои страницы в Фейсбук есть практически у всех глав фракций Запорожского горсовета, у многих депутатов, а также у мэра, и.о. губернатора и других "первых лиц" города. Но чем выше должность у человека, тем, как правило, "суше" его страница в соцсетях. К примеру, у Владимира Буряка она состоит из пресс-релизов и сообщениях о его рабочих встречах. 

"Активность политиков и пресс-служб, к сожалению, достаточно низкая, - соглашается Евгения Назарова, региональный запорожский собкор "Радио Свобода". - Исключение составляют лишь отдельные депутаты местных советов. Впрочем, тенденция к желанию освоить соцсети заметна - как пример, появление страниц представителей "Оппозиционного болка", чей электорат не относится к продвинутым пользователям Интернета. Впрочем, думаю, пока о соцсетях как об эффективном инструменте коммуникации политиков с избирателями говорить рано, потому что местный сектор ФБ составляет очень незначительный процент избирателей".

Пожалуй, наиболее активно изо всех запорожских политиков Фейсбук используют "укроповцы". Причем, они придумали собственную стратегию работы с этой социальной сетью. В любом политическом посте они "тегают" всех своих членов команды и друзей. Таким образом, информация одновременно появляется на "стенах" десятков людей, а значит охват аудитории растет на глазах.

Также не исключено, что у городских "укроповцев" существуют даже штатные "лайкари" - те, кто имеют доступ к аккаунту депутата и от его имени "лайкают" все подряд посты друзей, чтобы присутствовать в информпространстве. По крайней мере, такие люди точно есть у Ярослава Гришина - корреспонденты 061 не раз замечали, как его аккаунт ставит "лайки" в соцсетях в тот момент, как сам Гришин выступает на сессии облсовета. 

Одновременно с этим, именно "укроповцы" умудряются устраивать самые ожесточенные баталии в сети и портить себе имидж. К примеру, часто именно в ФБ как бы между строк всплывают истории со взятками:

Лидеры мнений запорожского Фейсбука: кого и зачем читают горожане, фото-1

А бывает, что доходит до угроз:

Блеск и нищета запорожского Фейсбука: кого и зачем читают горожане (фото) - фото 2
Блеск и нищета запорожского Фейсбука: кого и зачем читают горожане (фото) - фото 2

Или вот так:

Лидеры мнений запорожского Фейсбука: кого и зачем читают горожане, фото-3

Сам Ярослав Гришин на вопрос 061 о том, зачем "укроповцы" так активно присутствуют в соцсети и считают ли они, что именно тут находится их основной электорат, ответил честно: "Я facebook-зависимый, провожу в нем, как минимум, 2 часа в день". По словам Ярослава, после скандала между Прасолом и Белым, он просил своего коллегу высказываться в сети помягче, но уверяет, что цензуры в их партии нет, и обязательного требования к партийцам присутствовать в ФБ - тоже.  

"В Facebook много активных небезразличных людей, это гениальное изобретение Цукерберга коммуникацию вывело на сумасшедший уровень. Как депутат я могу отчитываться через Facebook и получать уникальные идеи, а также задачи и вопросы от френдов. А наш Борис Филатов - самый лучший на Facebook, я считаю, - рассказал 061 Гришин. 

Фейсбук как СМИ, в котором никто никому ничего не должен

В какой-то мере ФБ можно считать альтернативным СМИ. Именно здесь, а не из новостных лент, многие пользователи узнают о происходящем в городе. 

"Если СМИ должны проверять информацию перед публикацией, то в ФБ таких правил нет. Из-за этого рождаются фейки, за которые, к сожалению, никто не несет ответственности. На прошлых выборах было несколько примеров таких "вбросов", за которые потом, конечно, никто не ответил и даже не опроверг. Конечно, это нанесло вред имиджу, потому что людям больше нравится верить тому, что написано "на заборе", чем официальным источникам, - говорит Саодат Усмонова, экс-пресс-секретарь Александра Сина.

Говоря о фейках, Саодат имеет ввиду публикацию того же Гришина о девушке Сина, которую тот якобы побил. Тогда мэра случайно "засекли" в больнице, он с оголенным торсом вез на каталке свою пассию, Данну Казимир. Соответствующие фото лидер запорожского "Укропа" подал как избиение мэром девушки, но доказательств не предъявил, предложив подать в суд. Эта история закончилась ничем, но немного ударила по имиджу "укроповцев" - после этой истории многие поняли, что информацию, подающуюся Гришиным, надо делить на два. 

"Facebook, как любая и социальная сеть, не регламентирован профессиональными стандартами в работе с информацией. Понятие ответственности здесь размыто: никто никому ничего не должен, так что количество фейков и искажений информации - стреднестатистически высокое. Тем не менее, те, кто блюдет свою репутацию, конечно, озабочены тем, что они постят на своих страницах или страницах своих медийных компаний", - соглашается Выговская. 

О том, нужно ли городским СМИ бояться, что Фейсбук "откусит" у них часть аудитории и составит серьезную конкуренцию, мнения у наших спикеров расходятся. 

"У некоторых запорожских блогеров в подписчиках 5000 человек, это больше, чем охват аудитории некоторых СМИ. У многих из них на страничке есть свои рубрики, у некоторых есть даже определенное время публикации (например, "утренние новости") и на эти посты реагируют сотни человек", - говорит Саодат Усмонова. 

А вот Наталья Выговская считает, что вряд ли, несмотря на мировые тенденции, запорожский сегмент Facebook может стать серьезным конкурентом городским СМИ. 

"Наши представления о Facebook как об основным источнике новостей для Запорожья, в частности, преувеличены. Возможно, представление о том, что Facebook – это что-то по-настоящему конкурентное для традиционных и даже инновационных СМИ, формируется из-за принципа проекции: мы переносим свои представления о себе на других. То есть, считаем: если мы читаем Facebook, наши друзья его читают, значит, все остальные тоже его читают. Но на самом деле, этих «всех», как я уже говорила, очень немного", - отмечает Выговская. 

Так зачем же нужен Фейсбук?

"ФБ удобен для волонтеров, третьего сектора и 4-й власти, это те институты гражданского общества, которым сейчас доверяют. ФБ можно использовать для мобилизации против сепаратистких акций, для анонсов, для корректировки независимых СМИ в наиболее горячие проблемы города и области, - считает Роман Пятигорец.

С ним соглашается и Евгения Назарова. "Как по мне, соцсети очень эффективный инструмент для общественных активистов и волонтеров. Часто общественные акции собираются именно через фейсбук. Через него распространяются и призывы о сборе средств - как пример, сбор средств на операцию на глазах для известного запорожского волонтера Виолетты Бородиной. Именно благодаря посту ее друзей в ФБ за два дня удалось собрать средства на лечение", - говорит она.

Чтобы проверить эту точку зрения, мы спросили у известной запорожской зоозащитницы Олеси Кулык, помогает ли ей Фейсбук в волонтерской деятельности. До недавнего времени Олеся публиковала посты о своей деятельности исключительно ВКонтакте, но не так давно зарегистрировалась и в ФБ. 

"Фейсбук очень помогает в волонтерстве. Его сила в том, что здесь обширная аудитория и много активных людей, а репосты постов с просьбой о помощи бывает продолжаются даже через месяцы. Не скажу, что он в разы увеличил количество помощи, но людей помогать стало, однозначно, больше. В то же время, он чисто в механическом плане не удобен для структурированной подачи информации. К примеру, полноценные отчеты я веду ВКонтакте и даю людям ссылку, так как здесь нет такого понятия, как "тема" и нет возможности нормально вести альбомы с фотографиями чеков и подопечных", - рассказала 061 Олеся Кулык. 

По словам зоозащитницы, пользователи Фейсбука очень активно отзываются на просьбы о помощи. Так, буквально за сутки после поста в ФБ ей удалось собрать больше четырех тысяч гривен на выкуп лисы, которую хотели отдать на притравку собакам, хотя волонтер просила всего около полутора тысяч. 

Ну и, разумеется, Фейсбук активно используют журналисты - это бесценный источник информации и "доступ к телу", когда речь идет о депутатах и чиновниках.

Итак, кого читают запорожцы?

Чтобы разобраться, кто в запорожском сегменте Facebook наиболее популярен и почему, мы провели опрос среди самых активных пользователей этой соцсети. Было опрошено 85 пользователей Фейсбук - мы просили их назвать 5 самых интересных, на их взгляд, ФБ-блогеров запорожского сегмента. Единственным условием было не называть журналистов сайта 061, дабы нас не обвинили в самопиаре и подтасовке результатов :) 

Итоги оказались довольно прогнозируемыми, но, в принципе, показательными. В ТОП-10 самых популярных блогеров попал лишь один политик - это депутат горсовета Вячеслав Зайцев. Из других победителей - в основном,  журналисты и активисты. Несколько опрошенных называли губернатора Запорожской области Константина Брыля, несколько читателей нашлось у экс-мэра Александра Сина, а Фейсбук нынешнего мэра города - Владимира Буряка - активно читает и считает интересным только один человек из опрошенных. В целом же ТОП-10 запорожских фейсбукеров выглядит так:

1461581384(2)
1461581384(2)

А теперь мы предлагаем выбрать из десятки победителей самого-самого запорожского фейсбук-блогера. Для этого на сайте 061 стартует новый опрос. Через несколько недель мы подведем итоги и, в продолжение темы, распросим у блогеров, которые вошли в десятку лучших, как нужно вести себя в Facebook, чтобы быть популярным и читаемым.

Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии