Наталья Булах: «Да, я – женщина с оружием в руках, но тогда я не видела иного выхода»

Единственная женщина-командир батальона в АТО рассказала, как попала на войну и в чем теперь видит выход из сложившейся ситуации.

Эта женщина – мама для 107 парней и мужчин, младшему из которых 18, а старшему – 42. Есть среди них краснодеревщики, автослесари и даже парень-фотомодель. Они – бойцы батальона «Айдар», а их мама – его комбат, Наталья Булах с позывным «Змея». Но чаще ее бойцы называют именно мамой. На днях эта необычная женщина побывала в Запорожье.

«Я пришла в АТО в мае, после участия на Майдане. Меня пригласили главврачом в батальон «Шахтерск». Воевала под Иловайском, Волновахой. С сентября перевелась в «Айдар» на должность психолога, а после смерти командира меня поставили комвзвода. В подчинение тогда получила 25 человек и постепенно взвод вырос до роты. Я для моих парней мама, сестра, подруга и командир. Их часто спрашивают, мол, как они могут под командованием женщины, но мои мужчины отвечают: гордимся тем, что у нас есть мама», - рассказывает Наталья.

С «Айдаром» Наталья побывала в самых горячих точках АТО, последнее место дислокации батальона было под Счастьем, в 600 метрах от позиций наших защитников находились террористические войска.

«И если бы не волонтеры – мы бы не выжили. Волонтеры – это для нас все, от одежды до питания. Спасибо огромное всем, кто участвует в помощи. Представьте, когда в «Айдаре» было 25 человек, а через неделю стало 50 и их ведь надо накормить, одеть. Достаточно было одного звонка и волонтеры привезли нам все необходимое. Очень помогают держаться на войне детские рисунки. Часть из их мы передавали детям в донецкие и луганские детские дома – дети ведь не виноваты в том, что происходит. И у каждого солдата обязательно есть свой амулет – рисунок, фенечка, что-то сделанное с чистым сердцем, детскими руками», - рассказывает Наталья, едва сдерживая слезы, когда вспоминает о детворе. Она – вырастила двух родных детей, сына и дочь, сейчас подрастают четверо внуков. Сын Максим и сын ее первого мужа от второго брака Сергей, воюют вместе со «Змеей» в составе «Айдара». В ближайшее время может случится так, что семья Булах пополнится еще на 6 человек – Наталья хочет усыновить детей из донецкого интерната. Проблема в том, что уже почти полгода детей не могут вывезти из АТО, при этом детворе не хватает даже самого элементарного – еды.

Очень помогают держаться на войне детские рисунки. Часть из их мы передавали детям в донецкие и луганские детские дома – дети ведь не виноваты в том, что происходит. И у каждого солдата обязательно есть свой амулет – рисунок, фенечка, что-то сделанное с чистым сердцем, детскими руками.

Наталья сознается: устала воевать, бегать с автоматом. За плечами ведь у нее не только тяжелые бои в АТО, но и работа в горячих точках в Африке. По профессии Наталья – разведчик и военный врач, служила в российской разведке до 1996 года, ушла в отставку в звании майора (к слову сказать, пенсию Наталья получала в России, выплаты же перестали поступать после трагедии под Иловайском). После выхода «на гражданку» занималась страховой медициной пока не случился Майдан, а затем – АТО. Сейчас Наталья была бы рада вернуться к мирной жизни, но есть сдерживающий фактор.

«Я думаю, что могла бы принести больше пользы здесь, помогая ребятам, пережившим ужасы войны, прийти в себя, вернуться к мирной жизни, найти себе применение. Невозможно видеть столько смертей и полноценно спокойно вернуться к мирному укладу жизни без чьей-то помощи. Молодых ребят придется учить зарабатывать деньги не силой, а умом. Есть желание открыть клинику психологической реабилитации, нашлись уже и спонсоры. Но я ведь не могу вот так вот взять и оставить своих пацанов», - поясняет Наталья.

Что касается понятия «противник», то на этой войне комбат «Айдара» таковых не видит вовсе.

«Народ, какой бы ни был, он не противник. Людям, которые нападают, наверно неправильно кто-то что-то доложил. Мы были братьями и дружили, а теперь друг в друга стреляем. Но это исключительно политическая игра, а не человеческая. Я считаю, что если бы вместе стали на защиту своих сыновей  матери украинские и российские, мы бы наверняка победили. Все бы это закончилось. В XXI веке не может быть противника - есть жестокость, есть недопонимание, подковерные игры. Я не могу объяснить почему мы имеем сейчас такую ситуацию. Не так давно, вот, вытащили пацанов из плена. 14 из них оказались кастрированными, 1 повесился, не выдержал. И я не понимаю, зачем казаки это сделали, я не знаю, как это объяснить. Да, мы стреляем, убиваем друг друга, но если человек уже в плену – зачем издеваться? Многое в этом не поддается объяснению, но точно знаю, что все вместе мы бы могли это остановить. Если каждый станет за мир, и в нашей стране, и в соседней, если на организаторов этой войны будет колоссальное давление общественности. Да, я – женщина с оружием в руках, но тогда я не видела иного выхода. Тогда думалось, что мы сможем вытеснить эту силу из нашей страны, но теперь мы все видим, как это затягивается. То есть, решать это нужно исключительно мирно и решающей силой должна стать общественность, каждый из нас», - уверена Наталья Булах.

О заветном желании и происхождении позывного «Змея»

Комментарии Натальи Булах о самых наболевших темах

«Я не знаю кто я по национальности. У меня мама чистокровная гречанка, отец – на четверть русский, на четверть украинец, на половину белорус. Но есть страна, есть земля, я родила здесь детей, здесь появились на свет мои внуки и я буду защищать эту землю и эту страну».

«Позывной «Змея» у меня еще с Африки. Знаете, как у медиков: чаша и змея. У нас говорят: хитрый, как змея, но не дурак выпить. Я не пью, но многое от змеи мне присуще».

«У меня 107 человек сыновей, конечно поддержки мне хватает. Но сейчас, в отпуске, я больше всего на свете хочу просто приехать к любимому мужу, лечь к нему на крыло и поспать».

«На днях была в Киеве. Возле гостиницы «Украина» случайно услышала разговор двух женщин. Одна другой говорит: «…купила штаны за 1000 долларов, но они мне так не нравятся, наверное будут домашними…». Мне хотелось ее разорвать. Я позвонила ребятам и попросила немедленно меня оттуда забрать. Меня поразило такое отношение. Сейчас, как никогда, мы должны объединиться. Только так мы сможем выстоять. А когда дети в детских домах в Луганске и Донецке голодают, а кто-то тратит такие деньги бездумно… Если мы хотим сохранить страну, нам нужно быть всем заодно».

«Путину нужны 8 областей Украины. Кстати, Запорожская – вторая область по счету, ведь здесь есть выход к морю».

 «Война закончится тогда, когда люди все вместе заявят, что они ее не хотят. Украине нельзя допустить военного переворота - это разделит страну на 3 части – в НАТО уже лежат карты возможного разделения Украины. Никто из нас войны не желает – ни в Луганске, ни в Донецке. Только когда ВСЕ будут против войны, у нас что-то получится. Пока кто-то сидит и думает: «моя хата з краю» – кровь будет продолжать литься. Журналисты, политики, общество должно создать колоссальное давление на тех, кто получает выгоду от этой войны, чтобы они ее прекратили, не имея иного выбора».