Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади

Виртуальная экскурсия от 061: Южная станция, лавка общества потребителей и еловая аллея

Друзья, с началом весны вас! Первый весенний день пришелся на вторник, а это значит, что во время него мы совершим нашу очередную виртуальную прогулку. Она будет проходить в окрестностях всего лишь одной запорожской площади – Привокзальной. И, конечно же, мы попутешествуем и сквозь  времена. В путь!

 «Запорожье-I»

Здание  вокзала «Запорожье–І» выполнено  в лучших традициях сталинского ампира: строгие формы сочетаются с украшениями в виде ризолитов и пилястр, колонны и лепнину сверху дополняет скульптурный дуэт рабочего и колхозницы - работа запорожского скульптора Михаила Худаса. Не так давно  компанию паре составлял и герб  Украинской Советской социалистической республики, но он не пережил декоммунизацию. Теперь на его месте часы и маленький герб Украины.

Zaporizhzhya_Zaliznychniy_Vokzal_Zaporizhzhya-1_3_Fragment_(YDS_9239)

Когда-то на месте современного вокзального здания стояло деревянное одноэтажное строение Южной станции. Именно сюда 15 ноября 1873 года пришел первый  паровоз. Железнодорожный состав примчал к нам со станции Лозовая. Участок будущей Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги протянули в Александровск  очень быстро  - всего за два года. В 1874 году поезда начали ходить уже до Мелитополя, а еще через год открылся и прямой путь до Севастополя.

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 5

Во время Второй мировой войны старая  постройка  была уничтожена. Пришлось возвести новый каменный вокзал. Его проект приписывают известному архитектору Георгию Вегману. Но это не соответствует действительности. В книге «Архитектура железнодорожных вокзалов» (1967 г.) названы следующие авторы проекта нашего вокзала: В.Скаржинский, М.Хачатурова, Г.Чернышев. Вероятно, коллектив архитекторов работал под руководством Георгия Густавовича Вегмана.

Еще один «ребус» запорожского вокзала.  Его здание венчает дата-надпись «1953». «Год открытия!», - может подумать кто-то и сделает ошибку. Нынешнее здание вокзала «Запорожье-I» только планировали открыть в 53-м. Но не успели - торжественное открытие состоялось 25 сентября 1954 года. Давайте совершим путешествие во времени и посмотрим, как выглядел запорожский вокзал накануне своего открытия.

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 7
Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 9

Восстание 1905 года

Пожалуй, самое громкое историческое событие, в котором поучаствовал запорожский вокзал и его окрестности – декабрьское восстание 1905 года. 10 декабря того года работники здешних Южных железнодорожных мастерских присоединились к Всероссийской политической стачке. Мастерские и станция оказались под контролем рабочих дружин. Вокруг них появились баррикады. А уже ранним утром 14 декабря начался их штурм. К вечеру мятеж был жестоко подавлен.  На баррикадах погибли более 50 человек, сотни ранены. Всего по так называемому «Александровскому делу» было арестовано около 800 мятежников. Восьмерых из них приговорили к повешению, но позже его заменили пожизненной каторгой. А уже в советские времена в окрестностях железнодорожной станции появились улицы, посвященные событиям 1905 года и их активным участникам – Баррикадная (бывшая Больничная), Васильева (Литейная), Тополина (Столовая)… Также на здании вокзала установили мемориальную доску (в 1955 году), а рядом два памятника - на Баррикадной, над могилой восставших, и на Привокзальной площади.

Блуждающий памятник

Кстати, о памятнике на Привокзальной площади. Его вполне можно назвать блуждающим. Изначально он возвышался  прямо пред зданием вокзала – посреди Привокзальной площади. Как гласит одна из городских легенд, перед началом немецкой оккупации памятник был демонтирован и спрятан. Снова на свое место гранитный обелиск вернулся в 1953 году.

Когда же здесь решили оборудовать автостоянку, то обелиск отправился в путешествие по окрестностям. Сначала  сместился на край площади – на левый, если стоять лицом к вокзалу, в когда-то находившийся здесь сквер. Затем - вглубь трамвайного кольца, что рядом с Привокзальной. Потом освободил место для супермаркета «АТБ» и вовсе отправился на задворки – ближе к улице Ласточкина (Чапаева). А еще гранитный обелиск участникам восстания 1905 года претендует на звание самого старого в городе. В официальных источниках часто пишут, что он установлен в 1930 году. Но на самом памятнике можно увидеть другой год – 1925-й. Путаница, видимо, произошла из-за обелиска над могилой участников восстания 1905 года –  в декабре 1930 года памятник из гранитные монолитов  возвели на улице Баррикадной.

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 13

Проспект Ленина, 6

Еще одним участником бурных событий 1905 года является и здание, в котором ныне располагается медсанчасть «АвтоЗАЗа». На втором этаже тогда еще недостроенного доходного дома Дмитрия Минаева восставшие рабочие железнодорожных мастерских также держали оборону от казаков и черносотенцев. В 30-е годы на фасаде дома даже имелась соответствующая памятная доска. На ней было написано, что именно с этого здания восставшие рабочие бросили первую бомбу в казаков. Кстати, в 20-30-е годы прошлого века здесь работала железнодорожная трудовая школа №24. Так вот это учебное заведение также имело соответствующее имя – имени Революции 1905 года.  Впрочем, уже в 1936 году в бывшем доходном доме Минаева открыли гостиницу с названием «Южная». После войны  здесь располагается медсанчасть завода «Коммунар».

 Гастроном, которого нет

«Привокзальная площадь очень изменилась по сравнению с тем, какой она была в годы первой российской революции» - так писал о нашей героине путеводитель по Запорожью образца 1967 года. И дополнял: «С того времени на ней сохранились лишь два-три дома, из которых самым ближним является здание, где находится магазин «Гастроном».  За почти полвека Привокзальная изменилась еще сильнее. В частности с нее исчез и тот самый «Гастроном». Его месторасположение на современной Привокзальной площади можно обозначить вот так:

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 15

Здание с красной крышей - вокзал, зеленой  г-образной фигурой обозначено расположение бывшего гастронома

Здание весьма интересной архитектуры, да еще и украшенное куполом, появилось перед железнодорожной станцией Александровска еще в 1878 году. В нем располагалась лавка Общества потребителей Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. Свой торговый профиль сооружение практически никогда не меняло. Разве что только после освобождения Запорожья,  когда 10 лет исполняло роль главного городского вокзала. Потом здесь действительно работал  гастроном. На втором этаже – галантерейный магазин. Здание снесли уже в поздние советские годы – в первой половине 1980-х. Поглазеть на него сейчас можно лишь с помощью фотографий.

Так  выглядела лавка до революции:

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 16

А здесь он соседствует с памятником декабрьскому восстанию 1905 года. Ориентировочно конец 50-х.

А это на фоне «Гастронома» уже позируют запорожские модники 1963 года.

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 18

А так здание выглядело уже накануне  демонтажа (1983-1984 гг.)

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 19

 Привокзальная площадь

Увы,  с  Привокзальной площади пропало не только здание лавки-гастронома. Сейчас здесь взглядом можно зацепиться разве что только за стройплощадку да шлагбаум. Что глаз совершенно не радует. А ведь было когда-то совсем по-другому. Смотрите фото, комментарии здесь не нужны.

Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 20
Прогулки по Запорожью с Романом Акбашем: гуляем по Привокзальной площади (фото) - фото 21

 

Свято-Николаевская церковь

Еще один объект, который мы уже, увы, не можем увидеть на Привокзальной площади – Свято-Николаевская церковь. Место, где она когда-то располагалась можно обозначить просто – сейчас на нем стоит супермаркет «АТБ».

Главные ворота Николаевского храма украшала надпись «В память 17 октября 1888 года».  События, случившиеся в этот день, стали главным катализатором  строительства  церкви возле станции «Южная». 17 октября 1888 года  на станции Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги произошло крушение императорского поезда. Ни царь Александр III, ни члены его семьи не пострадали. Церковь объявила это чудесным спасением. В свою очередь, в честь такого события, служащие и рабочие железнодорожных мастерских Алесандровска инициировали устройство памятника. Таким мог быть только храм - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Освящена церковь была в 1893 году. В начале 30-х годов прошлого века церковь разобрали по кирпичику. Увы, достоверных изображений этого храма встречать до сих пор не доводилось.

Трамвайное кольцо

На Привокзальной площади Николаевская церковь уступила свое место трамвайному кольцу. Первый трамвай приехал к главному запорожскому вокзалу 7 ноября 1932 года. Таким образом, первый трамвайный маршрут на  многие годы  вперед обрел свой, еще не забытый многими запорожцами,  вид -  «Вокзал-Днепрогэс».

Кстати, земельный участок под Николаевскую церковь подарили протестанты - колонисты-меннониты. Ведь когда-то александровская станция примыкала к меннонитскому поселку Шенвизе. Вот по нему мы и прогуляемся через неделю. До новой встречи на улицах любимого города, друзья!

Использованы фотографии из архивов автора, а также присланные читателями группы "Атипичное Запорожье", коллаж Олег Суворова (Спасибо Юрию Лущенко, Андрею Прийме, Елене Середе, Евгению Тригубу, Дмитрию Гулякову)