В галерее современного искусства Lenin открывается выставка Михаила Рытяева (Москва-Днепропетровск) "Город Жлобов".

Определение «художник» несет в себе настолько разные представления общества о том, кто это, и для чего все делает, что невозможно избежать нервозности и чувства обманутости. Для одних – человек, который всю жизнь рисовал осанки партработников и сирень в красивой вазе – вызывает чесотку.

Почему весь шлейф трепетного отношения к «художнику», дикому, выброшенному откуда-то сверху существу, жертве, которая открывает другие измерения - почему это все, плюс Госпремия, достается человеку, который просто хорошо владеет техникой? Не дарит миру «новых глаз», «нового сердца», с которыми можно больше видеть, больше чувствовать, не отдает себя. Просто владеет ремеслом, как хороший штукатур, пекарь, фрезеровщик. Для других непонятно – как картина, которую мог бы нарисовать хомячок, вымазанный борщом – стоит сумасшедших денег и восторгов критиков. Это художник? Ради такого издевательства учило вас государство?

Михаил Рытяев – художник, который открывает измерения. Поля, луга, небо, свадьба, смерть, любовь, время, картофель – в чем их измерить? В секундах, килограммах, частоте ударов сердца? В рисунке – как у Рытяева. Он как загадка с подвохом, как тест на очевидность – с какой скоростью будет ехать машина без колес, учитывая атмосферное давление, скорость ветра, политическую ситуацию в стране, состояние водителя и гороскоп на неделю? Рытяев показывает «Холокост» ритмом «фашистской свастики» и «звезды Давида» – их плетением, танцем – всё так очевидно и так понятно. Кресты, дома, сердца – то, что может изобрать даже ребенок и даже хомячком, но то, что точно попадает в цель. Это и есть язык, язык общий, интуитивный, читаемый не глазами, а каким-то атомным уровнем – в долю секунды.

«7000000000», «Глазами ребенка», «Мистерия Махно», «Город Жлобов» - названия последних выставок Михаила Рытяева – социальные темы, в самых живых иллюстрациях, и в самом ярком желании услышать от публики ответ.