• Головна
  • Свободный микрофон: Полина Положенцева о состоянии запорожского театра
10:00, 4 травня 2016 р.

Свободный микрофон: Полина Положенцева о состоянии запорожского театра

Снова среда, а значит - очередной выпуск нашего нового проекта "Свободный микрофон". Напоминаем, что раз в неделю 061 предоставляет площадку различным запорожским активистам, бизнесменам, политологам, блогерам и общественникам, чтобы они могли высказать "наболевшее": о происходящем в городе, о политической ситуации, поделиться историями из жизни или выразить свою точку зрения на какой-либо вопрос. 

Правила "Свободного микрофона" такие: 

  • Запрещена политическая агитация и коммерческая реклама
  • Запрещены призывы к насилию, дискриминации, свержению государственного строя и прочий сепаратизм
  • Запрещена нецензурная лексика
  • Текст должен касаться Запорожья и области 
  • Все остальное - разрешено 

И да, мнение редакции 061 может не совпадать с мнением авторов. Мы предоставляем им полную свободу в выборе темы и средствах выражения своей мысли, никакой цензуры.

Сегодня автором "Свободного микрофона" стала запорожская журналистка, актриса и драматург Полина Положенцева. Она решила поделиться с читателями 061 своими мыслями по поводу запорожского театра. 

***

Запорожский театр игнорирует актуальные проблемы – мнение

Запорожский театр, скорее жив, чем мертв… Или я снова все перепутала?

Когда кто-то в последний раз среди вас наряжался перед походом в храм Мельпомены? (извините за лишний пафос:): вот так, чтобы фрак или платье с оголенной спиной…

(Надеюсь, вы про себя отметили, что «давно», а не «никогда»).

И я тоже не могу вспомнить, в каком месяце или году сняла кеды, чтобы за 50 гривен (70, 100) посидеть на мягком кресле и полюбоваться игрой актеров или ляпами режиссеров…

Несмотря на отсутствие дресс-кода, зрителей в театрах с годами меньше не становится…

Вот только они какие-то спящие, что ли…

Спектакли, о которых буду говорить дальше, являются выдуманными и все совпадения с реальными театрами считайте случайными.

Нет повести печальнее…

К примеру, по всему городу расклеены афиши «Ромео и Джульетты»… той самой пьесы, сюжет которой знаем еще с детства. Обворожительный мальчик и милая девочка с длинными ресницами… Достаточно одного беглого взгляда на их фото, чтобы вспомнить подробности этой вечной истории любви (или как сейчас модно считать, страсти). Честно признаюсь, на показе до сих пор не была. Все планирую, но откладываю… И интерес у меня скорее имеет научный характер. Ожидаю, что режиссёр как-то переосмыслит и осовременит текст. Иначе для меня загадка, как проблемы и сложные отношения 16 века, могут заинтересовать запорожцев постмайдановского периода? (филологи не в счет:)

Но, есть 90% вероятность, что этого не произойдет…или уже не произошло.

Возможно, кто-то со мной поспорит, что «печальная повесть» написана на все века. Но я (находящаяся почти в возрасте мамы Джульетты) найду, что возразить. Современные мужчины, в большинстве своем, не желают жениться на женщинах, чем желают настолько, что готовы отдать свою жизнь. Киньте в меня томиком Шекспира те, кто не согласен. Мимо!

Многие запорожские театры острой социальной драме предпочитают французские водевили. В личной беседе один из директоров мне признался, что это связано с отказом зрителей ДУМАТЬ в театрах. Они привыкли воспринимать поход на спектакль, как часть отдыха. И потому ожидают там увидеть довольно простой линейный сюжет.

Хотя, признаюсь, сама питаю слабость к водевилям… И отчасти понимаю зрителей, которые не хотят перенесения проблем с  «ТВ» на театральные подмостки…

Иллюстрацией к моей мысли может стать шуточная цитата, которую нашла на странице у известного театрального критика (не запорожского) Павла Руднева.

….«Это Петя. Он не ходит на спектакли с названием типа: «Шашни старого козла», «Здравствуйте, я ваша теща», «Гламурная свадьба», «Шикарные женщины тоже хотят любви», «Гетера для олигарха» и т.д. Потому что Петя понимает, что это вообще не театр.  Петя умный. Будь как Петя.»

(картинка с изображением Пети прилагается).

И вот еще одна, совсем не шуточная цитата того же специалиста:

«Когда сегодня к театру предъявляют претензии вроде «вы мне не дали никакой стратегии в финале, вы распахнули передо мною житейский ад, но не показали тропинку наверх», то это претензия, безусловно, из ХIХ века. Потому что перед современным художником не стоит вопрос предъявления какой-то стратегии. Современный художник (и это вторая причина, почему игра важна сегодня) знает политическое наследие ХХ века, главный итог двух мировых войн — даже не столько антифашизм и антимилитаризм, сколько отказ от любых коллективных форм спасения. Это Бродский гениально формулирует в нобелевской лекции: «Скорее всего, мир нам уже не спасти, но спасти одного человека можно».

Звери смотрят вместо тебя

Над этими же вечными темами раздумывают и молодые запорожские драматурги. К примеру, поинтересовалась мнением Олеся Барлига. Задала вполне заурядный вопрос: «Почему в запорожских театрах не поднимаются острые социальные темы?».

- Думаю, что запорожский театр свято уверен в том, что он только про них и говорит, - развел руками Барлиг. – Ведь стоит только заикнуться про это – кто-то из режиссёров обязательно ответит тебе, что он работает над вечными проблемами человечества, которые волнуют каждого : жизнь и смерть, любовь и ненависть, предательство и верность… Когда же скажешь, что все это оторвано от жизни обычного человека, который не узнает себя во всех этих надуманных патетических художественных миражах, то для тебя приготовлен еще один стандартный ответ: зритель хочет погрузиться в сказку…

Олесь считает, что подобное заявление только оголяет «режиссерскую импотенцию» с текстами новой драмы (которые в нашем городе, увы, игнорируют).

- Театр – это не место сказок, а зеркало, которое показывает нас такими, какими мы иногда хотим себя видеть, - резюмирует Барлиг.

Сам Олесь поднимает в своих произведениях довольно неожиданные темы. В частности, сейчас он собирает средства через Интернет на печать сборника драматических произведений.

В книгу под названием «Звірі подивляться замість тебе» (Звери посмотрят вместо тебя) войдут десять пьес ЛГБТ–тематики.

Параллельно автор сейчас пишет пьесу о женщинах, которые не испытывают материнских инстинктов (Олесь, это не спойлер часом?).

Как же это все пошло, избито, шаблонно!

А вот запорожский драматург Анастасия Косодий получила определенную известность в театральных кругах, написав пьесу о силовом разгоне запорожского майдана, 26 января «Захвати мне облгосадминистрацию». Произведение было поставлено в форме читки в Москве на фестивале молодой драматургии «Любимовка». Жюри, несмотря на сложные отношения России и Украины, приняла произведение на «ура!». Правда, как отметила сама Анастасия, многие фрагменты в пьесе не поняли. Объясняли это незнанием нюансов российско-украинской ситуации…

Анастасия Косодий доступным языком объяснила мне причины, по которым в театрах обходят насущные темы.

- Потому-что лень, потому-что нужно платить автору, потому-что актуальная тема предполагает актуальный театральный язык (вообще, любая тема предполагает, но тут это особенно заметно), а режиссер им не владеет, потому-что финансовые риски, - выдает Анастасия сразу несколько «потому-что».

После нашего разговора я задумалась  над тем, что такое этот самый театральный язык. От специалистов получила совет посмотреть постановку в театре им. Магара, а затем в московском театре Doc…

Сделала. Прояснила для себя некоторые моменты. Теперь попытаюсь объяснить вам…

С годами больше или меньше проблем не становится. Но для того, чтобы о них говорить, приходится усовершенствовать языковые навыки… Искать другие слова, для описания уже имеющихся явлений (чаще – внутренних переживаний).

Снова хочу процитировать тонкую шутку с подмосток.

Мужчина падает в театре и хватается за сердце:

- Как же это все пошло, избито, шаблонно…было уже тысячу раз!

Другой мужчина:

- Кто-нибудь, помогите, человеку банально!

К ним подбегает третий мужчина:

- Спокойно! Я постмодернист! Сейчас все иронически обыграем!

За последние пару месяцев лично меня удивила  постановка «Охоты на крыс». На премьере пришлось запастись ударной порцией иронии, особенно умением смеяться над собой.

Во время показа внимательно следила за реакцией зрителей на происходящее. Большинство времени они находились в некой прострации, с привкусом недоумения…

Мысль о том, что человек насквозь пропитан д*рьмом, не покидала голову драматурга прошлого века Петра Туррини.

Только вот человечество уже перекормлено подобными сравнениями… Запорожцам, рискну сделать предположение, даже немного неприятно думать об этом… Почему режиссер решил показать пьесу в наши дни, загадка. Лично мне хотелось вскочить с кресла и крикнуть: «Эй, я не д*рьмо!».

Вспомнился почему-то один из разговоров со знакомой психологом…

- Жизнь – плохая… Полина – плохая…

- Жизнь – плохая… Полина – хорошая… - возразила ей тогда.

Ради справедливости, стоит добавить, что актеры в «крысах» были на высоте. Осталась в зале до конца, лишь наблюдая за их виртуозной игрой.

Вместо PS:

На данный момент в нашем городе наблюдается определенный дефицит театральных авторов. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. А для того, чтобы узнать цифру, соответствующую поставленным пьесам запорожцев, рука и вовсе не понадобится… Их нет.

Так как не хотят наши земляки писать водевили… В основном, они творят, вдохновленные ситуацией в стране и в родном городе.

Измениться ли творческий подход в ближайшее время, во многом зависит от нас – зрителей.

Так что, если театр начинается с вешалки, то на нее нужно повесить лень, апатию, желание погрузиться в сказку и «корочку» филологов.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Положенцева #театр #Запорожье
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...