Интервью с практикующим политтехнологом Михаилом Юреневым
Приближается время Единого дня выборов. В это время проходят муниципальные и региональные выборы в разных уголках страны. Административный ресурс и высокое положение в системе власти – далеко не всегда залог победы в такой гонке. Какие препятствия на пути к избранию могут встретиться кандидатам от «партии власти» и действующим высокопоставленным чиновникам? Если вы хотите с легкостью разобраться в этом, то мы предлагаем вам интервью с политтехнологом Михаилом Юреневым.
Михаил Андреевич, как Вы считаете, что больше повлияет на избирательные кампании провластных кандидатов в этом году – по-прежнему ощущаемая консолидация россиян вокруг Кремля после присоединения Крыма или все больше заявляющее о себе «дыхание кризиса»?
Для региональных и муниципальных выборов и то, и другое – это «космос», вопросы, которые будут мало влиять на простых избирателей. Вот на региональных выборах 2014 года избирательные штабы некоторых кандидатов много внимания уделяли Крыму и это им мало помогло. Высокие рейтинги Президента или даже губернатора региона могут никак не помочь провластному кандидату. Важнее местная специфика – как он вел кампанию, кто его противники, накопил ли он «груз негатива» в глазах жителей (если раньше занимал посты в этом округе или районе). Прошлогодние выборы в Мосгордуму, скажем, на которых и наша команда работала по нескольким округам, это хорошо показали. Кризис, конечно, будет влиять на настроения избирателей – но не некие глобальные явления в экономике, а ситуация в конкретном населенном пункте.
В последние пару лет можно вспомнить примеры и уверенных побед, и сокрушительных поражений «партии власти» при низкой явке избирателей. Что говорит Ваш опыт? Явка – друг или враг высокопоставленного кандидата?
Низкая явка – друг для того, кто лучше укоренен в округе, известен, опирается на дисциплинированный электорат, который точно дойдет до участков. Точно дойдут бюджетники и сотрудники предприятий, кого туда отправят или пенсионеры, многие из которых голосуют за власть. Но точно также туда придут сторонники старых, известных партий (например, КПРФ). Ко всему прочему, бюджетники, Советы ветеранов и все традиционные опоры «партии власти» могут сыграть с ее кандидатом злую шутку. В том случае, если у его соперника серьезные покровители и финансовые возможности, он может просто перекупить эти сети или их часть. И они, на словах сохраняя лояльность официальному провластному кандидату, будут работать на его врага. Такое бывает не так часто, но мы с подобным сталкивались.
Вы говорили про «груз негатива», который висит на провластном кандидате. Получается, чем дольше тот в должности, тем сложнее ему будет избираться вновь. Но это ведь не всегда так?
Не стоит путать негативные публикации, высказывания на форумах и в соцсетях с настоящим мнением масс избирателей. У нас был опыт работы с кандидатами, из числа чиновников: по интернету гуляли петиции с требованием их отставки, в прессе писали, что избираться им будет трудно. А на деле мы проводили замеры…. Не программирующие опросы, а именно объективные социсследования для внутренних нужд штаба… И в итоге, видели, что рейтинг у кандидата неплохой (за счет известности, длительности нахождения в должности). А антирейтиг, на деле, не особенно велик. Но бывает и наоборот – человек уверен в собственной поддержке, а на деле неприязнь к нему зашкаливает. Но и это решаемо. Мы как-то добились избрания в депутаты кандидата, у которого в начале кампании антирейтинг был почти вдвое выше, чем уровень поддержки.
Вы сказали про призывы к отставке… Местные протестные группы, которые их пишут… насколько они опасны для кандидата от власти?
Активность в интернете далеко не всегда говорит о реальной поддержке такой группы. К тому же, одно дело собрать людей на сход против сноса парка, например, и совсем другое – заставить их голосовать против главы города, округа или его человека на выборах. Да, первое сделать непросто. Но и выборам люди не доверяют. Как правило, всерьез волноваться кандидату от власти стоит, если протест действительно массовый и его активно «оседлали» его оппоненты. Но это бывает не так часто и, при желании, решаемо. Мы, вот, давно работаем с протестным движением и знаем свои пути для решения подобной проблемы.
Какую главную рекомендацию Вы бы дали кандидату от власти, идущему на выборы?
Многие чиновники формируют свои штабы из своих помощников, заместителей, глав подчиненных им бюджетных учреждений. Такие сотрудники действительно хорошо знают, как использовать административный ресурс. Но они не разбираются в политтехнологиях. Если у соперников сильная команда и хорошее прикрытие, те их переиграют. К тому же, не будем забывать о случаях саботажа или работы на конкурентов – о чем я уже упоминал. Лучше приглашать для своей кампании команду независимых политтехнологов со стороны – тогда всех этих опасностей удастся избежать.
Беседу вел Олег Майоров