Замедлилось развитие рынка авиационных перевозок. Это можно объяснить падением спроса на данные услуги, а также необоснованными льготами отдельным игрокам.

По инициативе авиаперевозчиков комиссия Кабинета министров на днях проведет проверку в Госавиаслужбе. Перевозчики выдвигают ряд претензий к данному государственному органу, среди которых предоставление преференций для Международных авиалиний Украины (МАУ), а также разработанные новые правила о назначении авиаперевозчиков на определенные рейсы.

В марте текущего года неожиданное решение приняла группа Wizz Air. Она закрыла украинский филиал авиакомпании, сохранив лишь половину маршрутов, перевозчиком которых станет авиакомпания Wizz Air Hungary. Стоимость перевозок венгерской компанией, конечно, низкая, однако непонятно то, какой нормативный документ регулирует выполнение рейсов Wizz Air Hungary из Украины.

Авиационные рейсы в Украине зарубежные компании могут совершать согласно межправительственных соглашений с обеих сторон. При отсутствии такого документа авиакомпании другой страны следует получить предписание межведомственной комиссии, куда входят представители Госавиаслужбы Украины, причем это возможно лишь после общедоступного обсуждения заявок на авиаперевозки.

В прошлом году Госавиаслужба разработала и опубликовала проектный новый порядок, который Минюст не зарегистрировал, следовательно, он не имеет юридической силы. В марте текущего года Окружной админсуд ответил на иск МАУ и отменил старый порядок, подробности ищите в новостях из Украины.

Как ни странно, на новый проект реакция рынка неоднозначная. Положительно об изменениях отозвался совладелец Международных авиалиний Украины Арон Майберг, который считает новые правила возможностью «первой реальной реформы». Несомненно, критиков проекта побольше. Это 10 компаний, объединенных в Ассоциацию авиационных предприятий, среди которых такие известные операторы, как «Атласджет Украина», UM Air, а также «Визз Эйр Украина».

В основном авиаперевозчикам не нравятся три пункта:

1. передача права на выдачу назначений от Министерства инфраструктуры к Госавиаслужбе, основное предназначение которой – обеспечение безопасности, а не экономические проблемы;

2. преграды, а также сложности, которые возникают при получении назначений на все регулярные международные рейсы и маршруты;  

3. не менее 50 процентов активов всего авиапредприятия должны быть в собственности гражданина Украины. 

Многие страны мира практикуют режим «открытого неба», когда зарубежные перевозчики не имеют ограничений при выполнении рейсов. Украина сделала первый шаг в этом направлении, либерализовав авиауведомления с 32 государствами, следовательно, на количество авиаперевозок между ними и Украиной ограничения сняты.