Владелец ЗАЗ рассказал о продаже завода, средней зарплате на предприятии и перезапуске Lanos: главные тезисы интервью

Владелец корпорации УкрАВТО Тариэл Васадзе в интервью «Лига. Бизнес» рассказал о работе Запорожского автозавода (ЗАЗ). Сколько автомобилей выпустит завод в 2018-м, об инвесторах с Mercedes и средней зарплате на заводе, — 061 выписал самые интересные тезисы.

В 2007-м году ЗАЗ выпустил 280 тысяч автомобилей, большая часть из которых — Lanos. Спустя десять лет «народный» автомобиль сняли с производства, а завод едва сводит концы с концами. В 2016 году на ЗАЗе выпустили 500 автомобилей, в 2017-м — чуть больше тысячи.

О выпуске автомобилей в 2018-м

«[В 2017 году ЗАЗ произвел 1700 автомобилей. В 2018-м] не исключаю, что не выпустим ни одного. Я вижу, что сложившаяся в стране ситуация не меняется. Наоборот, усугубляется. Усугубляется узбекскими автомобилями, которые поставляются к нам с нарушением правил ВТО, усугубляется автомобилями на еврономерах, которые ввозятся без уплаты налогов»

О продаже ЗАЗ

«Периодически интерес к ЗАЗу возникал, вели переговоры. Но если говорить откровенно, сегодня таких предложений нет. Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет  лучше и дешевле завезти готовый продукт».

Об автоконцернах, которые интересовались покупкой завода

«Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение — это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе. Для нас это работа, новые технологии, зарубежные инвестиции и т.д. В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: "Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи".

Magna Steyr — австрийская компания — производитель автомобилей и автомобильных комплектующих с многомиллиардным оборотом. На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство. И их можно понять. Там правительство компенсирует 60% инвестиции, кредиты дают почти даром. И дешевая рабочая сила в Украине не компенсирует их затрат. В таких технологичных производствах на зарплаты приходится максимум 5-6% себестоимости продукта.

Третий пример. Итальянская компания хотела производить в Запорожье прицепы для тягачей. Посчитали — оказалось, выгоднее производить в Италии.

О производстве Lanos, Slavuta Nova и выпуске электробусов

«Lanos еще мог бы жить — это было хорошее авто по соотношению цена/качество. Но принято решение прекратить производство. Ведем переговоры, чтобы поставить на его место более модернизированную машину. Однако она появится не ранее чем через два года. Нужно понимать, что экономически целесообразный объем производства как минимум 50 000 автомобилей в год. А это возможно, когда внутренний рынок достигнет размера не менее чем 300 000 новых легковых автомобилей.

«Наш партнер, компания Chery, специально для нас разработал модель Riich G2 (презентованная в 2016-м, как новая модель Slavuta Nova, — прим. ред.). Создавали совместное предприятие, и китайцы хотели инвестировать. Предполагалось, что значительная часть продукции будет поставляться на рынки стран СНГ, в первую очередь в РФ. Время внесло коррективы в наши планы. После событий 2014 года представители Chery нам деликатно сказали, что стоит подождать с реализацией проекта до лучших времен».

«Разработка электробуса — это громко сказано. Есть только проект. На сегодня мы экспортируем небольшое количество городских автобусов А10. С учетом действующей во многих странах госпрограммы оказания финансовой помощи муниципалитетам городов по пополнению коммунальных автопарков электробусами наш автобус с электроприводом может быть конкурентоспособным. Ищем партнеров, с помощью которых возможно создать украинский электробус».

«Планируем развивать и наращивать автобусное производство. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В наших планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры. Это интересные проекты, поскольку это продукт собственной разработки, в нем много ручного труда, много добавочной стоимости. Объемы производства на первом этапе — до 100 единиц в год».

Об падении рынка и упадке завода

«Разве ЗАЗ был виноват в девальвации и падении рынка? Конечно нет. Перенесите сюда менеджмент Daimler, Nissan или любого другого мирового автопроизводителя  кто выдержит такие потрясения? Давайте пригласим выдающегося менеджера Илона Маска. Он через пару месяцев с ужасом уедет. Заметьте, никто и не берется. Потому что понимают, что это бесперспективно. Это зыбучие пески, которые вытягивают из тебя все: время, деньги, силы, надежды, эмоции. А ты не получаешь ничего, кроме головной боли, постоянных спасательных операций, наездов, обвинений, упреков и ненависти. Кто сознательно пойдет на такое?»

«Задолженность завода по кредитам — 3 млрд грн и $24 млн. На заводе работает всего 1350 человек, и то заняты они не полную неделю. За минувший год ЗАЗ произвел 1700 автомобилей и 2000 машинокомплектов для GM-Египет. Это ничтожно малые объемы. Но у ЗАЗа нет задолженностей по заработной плате, завод не должен поставщикам, не имеет долгов по коммунальным платежам и долгов перед бюджетом».

«Средняя зарплата на заводе в Запорожье — 12 500 грн»

О причинах содержания убыточного завода

«Конечно, можно просто все бросить. Но как бы высокопарно это ни звучало, если не будет промышленности, завтра и импорт некому будет покупать. Второе — там работают живые люди, в завод вложены большие инвестиции. Я до последнего верю, что власть к нам прислушается, начнет создавать инвестиционный климат и вести здоровую регуляторную политику рынка, как это делают во всем мире».

О том, что мешает продавать автомобили в Европу

«Европейцы защищают свой рынок. Для того чтобы выполнить требования техрегламента Евросоюза, в автомобили ЗАЗ нужно внести ряд технических изменений, что существенно увеличит их себестоимость. Кроме того, в Европе нельзя автомобиль, как конфеты, предложить супермаркету для продажи. Необходимо создавать торговую сеть. Это также требует больших затрат. И в целом выходить на европейский рынок с одной или двумя моделями одного и того же класса бесперспективно.

Не надо забывать, что существуют и лицензионные ограничения. Автомобили, которые сегодня может изготавливать ЗАЗ (Lanos,VidaиForza), производятся на основе лицензионных соглашений, где четко прописаны разрешенные территории продажи. Ни одной европейской страны в этих соглашениях нет.

Пока ищем покупателей нашей продукции в странах Африки и Азии. Несколько проще обстоит дело с автобусом. Это полностью наша собственная разработка, и у ЗАЗа на сегодня есть неплохие наработки в некоторых европейских странах и странах Африки по экспорту автобусов. По понятным причинам, заранее, до заключения контракта, никто об этом не говорит».

Запорожье ЗАЗ авто завод Lanos Васадзе
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
В Приазовском районе (село Приморский Посад), в районе базы отдыха "Эльдорадо", в море на расстоянии 20 метров оказался 5-летний ребенок.  Об этом сообщает пресс-служба ГСЧС. По информации ведомства, мальчика во время шторма прибило к волнорезу. После чего, волны начали накрывать  ребенка одна за одной. Спасатели вытащили его на берег.  Помощь медиков ребенку не потребовалась. От ГСЧС привлекались 2 спасателя и одна единица техники.  Отметим, сегодня утром...
Аналитика
Американская газета «Washington Timеs» опубликовала материал, в котором заявила, что запорожское авиастроительное предприятие «Мотор Сич» поставляет двигатели для военных самолетов Китая, пишет УНИАН. По информации издания, Китай поставил на вооружение один авианосец, еще три — на этапе усиления своих военных возможностей. В то же время, китайские госСМИ сообщили, что на первом авианосце начнут работу учебно-боевые самолеты JL-10, с помощью которых пилоты...
Новости компаний
Запорожская компания MasysTec – МасисТек Украина с февраля 2018 года открыла новое направление по реализации и установке солнечных батарей производства Японии, Китая и США. Ориентируясь на рынок Украины, компания предлагает полный пакет услуг по установке и сервисному сопровождению альтернативных источников энергии. Напомним, что с 2010 года МасисТек активно занимается системами безопасности, метрологией и энергетикой. На вооружении компании системы видеон...
Происшествия
В Бердянске полицейские изъяли у местной жительницы закладки с метадоном на общую сумму в 200 тысяч гривен. Об этом сообщает пресс-служба ГУНП Запорожской области. Установлено, что женщина 1986 года рождения храния метадон для распространения. Изъяты мобильный телефон и заметки о суммах поставки. Уголовное производство расследуется по части 2 статья 307 УК Украины — незаконное хранение и сбыт наркотиков. Читайте также: В Запорожье горел торговый центр, - Ф...
Политические новости
Мэры Запорожья и Львова Владимир Буряк и Андрей Садовой побывали сегодня на строительстве нового пассажирского терминала Международного аэропорта «Запорожье». Владимир Буряк отметил, что строительство стартовало в декабре 2017 года. Результаты работы видны. Новый терминал обретает реальные очертания. Сегодня есть все возможности, чтобы завершить объект в 2019 году. - Впервые встречаю в Украине городского голову, который понимает важность аэропорта. Когда я...
Культура
Это была нелегкая неделя - пора бы и отдохнуть. 061 традиционно подобрал для вас десять интересных событий на любой вкус. Итак, чем заняться 18 и 19 августа: 1. Сходить на тренинг и стать велотренером - рассказывать, как в Запорожье ездить на велосипеде Когда: в субботу с 9:00 до 14:00 Где: “Місце збору: перший поверх Запорізької обласної універсальної наукової бібліотеки (пр. Соборний, 142), зупинка транспорту «Малий ринок». Місце навчання теоретичної час...
Происшествия
В Мелитополе в ходе ссоры двух родных братьев один из них бросил гранату в комнату другому. Об этом сообщает пресс-служба ГУНП Запорожской области. В результате взрыва никто не пострадал. Уточняется что братья 36 и 40 лет вместе употребляли спиртное. Между ними возник конфликт. Бросив гранату Ф-1 в комнату, один из братьев скрылся. Его искали в течение двух дней и задержали сегодня, 17 августа. В отношении задержанного начато уголовное производство по част...
Общество
Старший оперуполномоченный Бердянск отдела полиции ГУНП купил «Chevrolet Еріса» 2006 года выпуска и не проинформировал в 10-дневный срок НАПК, как того требует законодательство. Об этом сообщает Управление защиты экономики в Запорожской области. Протокол о совершении коррупционного правонарушения оперативники передали в суд. 19 июня Бердянский горрайонный суд признал правоохранителя виновным. В ходе судебного заседания он заявил, что не смог своевременно п...
Политические новости
Один из лидеров украинской оппозиции Александр Вилкул заявил, что Оппозиционный блок может победить на выборах и президента, и Верховной Рады в 2019 году. «Желательно, чтобы был один кандидат, который представляет людей, которые думают, как мы. Для меня это должен быть авторитетный человек, который не пойдет на договорняки с властью, не предаст. Есть ли у такого человека шанс победить, гипотетически? Уверен, что есть», - сказал Вилкул в интервью Елене Бонд...